Список статей
  • Странные путешествия Жанны Яковлевой.


  • "Странные путешествия Жанны Яковлевой."


        Мы решили назвать эту выставку "Странные путешествия Жанны Яковлевсй", где "странные" и от стран и от странничества - потому что именно эти понятия во многом определяют суть творчества, да и характера замечательной московской художницы. Москвичка Жанна - только по рождению, а в творчестве она космополит. Родной город не стал героем ее творчества, и, хотя она из тех космополитов, которым " внятно все", ее дом там, где она сейчас, и главное, чтобы ей там было хорошо - это возможность чувствовать и писать.
        Ее путевые рисунки - это нескончаемый диалог с собой, возможность сохранить себя в той реальности, в которой она в настоящий момент находится и возможность сохранить эту реальность на потом, когда она понадобится.
        Ее постоянный интерес к другим городам не столько туристического свойства, сколько возможность раствориться в новом месте, исчезнуть из привычного мира, побыть незамеченной и неузнанной, окунуться в смывающий условности и границы мир, и рассказать ему, как дорожному незнакомцу, свою историю. Для художницы, в общем-то, почти неважно, что вокруг - Амстердам, Берлин или Париж. Хотя началось все, конечно же, с Парижа.
        Провокацией для бесконечного дневника ее путешествий стала двухмесячная стажировка в Париже в 2005 году. Именно тогда художница почувствовала острую необходимость быстро и полно запечатлевать все неохватное множество обступивших ее впечатлений. Появившаяся привычка фиксировать в альбоме впечатления от другой страны стала и началом познания себя, а рисунки с текстом стали личным дневником. Возможно именно тогда она поняла, что по сути своей она странник, что дорога - ее отчий дом, а эти путевые альбомы теперь с ней навсегда.
        Рисунок - самый, казалось бы, простой "изначальный" вид искусства, по-прежнему является проверкой для художника. Линия в рисунке должна быть точна, выражать суть изображаемого и одновременно удивлять и завораживать зрителя, который следит за ее прихотливыми изгибами. При всей непосредственности рисунка он дает возможность проследить и за мыслью автора, пройти с ним весь путь, останавливаясь на заинтересовавших художника деталях, а заодно и многое рассказать о нем самом.
        Жанна Яковлева творит свой мир, тщательно отбирая из путевых впечатлений то, что создает картину ее мира. Ее рука тверда, а рисунок точен. Она уверена в своем профессионализме и выбирает технику, где ничего нельзя исправить, а можно только смягчить цветом. Рисунки Жанны кажутся сделанными рукой гравера, они близки европейским архитектурным наброскам. Но в отличие от строгих, но поэтичных рисунков европейцев прошлых веков, в рисунках Жанны сквозит скептицизм и одиночество человека новейшего времени.
        У графика Жанны Яковлевой природное замечательное чувство листа бумаги. Без понимания и любви к бумаге успешная работа графика невозможна. Тонкий штрих, которым художница уверенно покрывает лист, помнит о первородстве бумаги и никогда не позволяет закрыть его целиком. В рисунках она всегда стремится к равновесию и. если в одной части листа она увлеклась прихотливостью линии или властью объема, другую часть она оставляет пустой, чтобы лист мог дышать.
        В арсенале ее приемов - смелый штрих, как бы налету схватывающий мысль, стройность композиции и острое чувство формы. И вместе с тем неожиданное для такого уверенного в себе "конструктивиста" умение расставлять чисто живописные акценты - нежные, акварельные или плотные, почти гуашевые. Формально художница часто раскрашивает готовый контурный рисунок, а по сути оживляет его своей памятью и воображением. И если твердым рисунком руководит разум, то цветовые объемы несомненно подсказывает сердце. Динамичная игра плоскостей и объемов, придает ее листам декоративность, а цвет одухотворяет пространство, делая его подвижным и живым.
        Композиционная составляющая ее листов построена таким образом, что появляется чувство ожидания, приготовления к чему-то, что не спешит произойти. Мизансцена поставлена, но никого нет, и простаивают пустые столики в парижских кафе, никто не идет по горбатому мостику и не гуляет по аллее в парке. Ожидание рождает тревогу, отстраненность художника от происходящего придает остроту, которая свойственна художникам новейшего времени.. Часто повторяющееся в листах одинокое дерево и вздыбленный мостик еще более усугубляют ощущение неприкаянности жизни. Но, внося в рисунки цвет, все примиряющий и гармонизирующий, художница возвращает своему миру красоту и утраченную гармонию. Цвет дает ее графике многомерность и расширяет толкование. Листы обретают артистическую недосказанность и изящество. И зритель понимает, что в этих красивых и изящных листах перед ним вовсе не Берлин и Париж. В них талантливая художница Жанна Яковлева рисует свой собственный "очарованный" город, который она ревниво оберегает от посторонних.
        Для Жанны поездки - это возможность не столько многое увидеть, сколько многое пережить. Именно там, в путешествии и исполняются ее желания. И поэтому ее дороги - это путь к себе. И да сопутствует ей на этом пути удача.

    Е.Грязнова, искусствовед.


    наверх




               

        


                             © Arslonga.ru   2002    Все  права  защищены  законом  России  об  авторском  праве  и  смежных  правах.