А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  


        
ЦВЕТ (англ. colour, фр. couleur, нем. Farbe) - свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; свойство света, проходящего через окрашенную среду, воспринимать ее окраску. В узком смысле слова под цветом понимают цветовой тон (желтый, красный, синий и т. д.), определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка вместе со светлотой, насыщен костью и яркостью цвета. Неисчерпаемое многообразие цвета в природе основано на бесконечном множестве градаций светлого и темного, яркого и блеклого, интенсивного и мягкого в пределах каждого тона, на смешении цвета, образующем новые тона и оттенки, на взаимодействии цвета предметов и изменчивой окружающей среды. В самом широком значении цвет означает всю эту сложную и динамичную совокупность градаций, взаимодействия, смешения, изменчивости тонов и оттенков. Цвет в пластических искусствах., отражая цветовое богатство действительности, имеет особые возможности и особые функции, вытекающие из природы искусства. Каждое конкретное художественное произведение по-своему использует потребность человеческого глаза и сознания в красоте и гармонии цвета, его способность активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, волновать и успокаивать его, внушать ему то или иное настроение. В течение тысячелетий развития искусств образовались сложные ассоциации, связанные с Ц., символические смысловые значения ц. Все это делает Ц. наиболее непосредственным, сравнимым с музыкой, средством общения и внушения, способом передачи представлений, эмоций, оценок, ощущений красоты, гармонии, идеала. Изобразительная функция Ц. в искусстве опирается на богатство Ц. в природе, но следует своей собственной системе, неизбежно более ограниченной в своих возможностях, поскольку краски, используемые художником, значительно ниже естественного Ц. по диапазону светосилы, по многообразию оттенков, по интенсивности и яркости тонов. Искусство возмещает эту ограниченность, организуя свою цветовую систему - колорит, отбирая соответственно ей тона и оттенки, составляющие красочную гамму, пропорционально варьируя краски по светосиле, яркости, насыщенности (т. е. по количеству пигмента в единице связующего вещества), используя отношения, градации, переходы тонов и оттенков, цветовые контрасты, основные цвета и дополнительные цвета, смешение красок на палитре и оптическое смешение их на холсте и т. д. Живопись является главной областью, где разработаны основные принципы цветоведения, взаимосвязи между Ц., формой и светотенью, освещенностью и тенями, системы применения и трактовки Ц. В истории живописи сложились несколько таких систем. Одна из них основана на предметном локальном цвете, на расцветке каждого предмета в соответствии с его окраской в натуре или с символическим значением предмета; при этом Ц. сопоставляются друг с другом, образуя выразительные сочетания. Другая система базируется на создании колористической аналогии реальной окраске предмета и цветам окружающей среды: наложение краски на краску, просвечивание их, система тональностей, контрастов, нюансов, цветных теней и бликов, рефлексов, валёров позволили определить моделировку формы и ее положение в пространстве, удаление от зрителя, воздействие на предмет света, атмосферы и их изменений. В развитии живописи 19-20 вв. можно наблюдать исчезновение локального и неизменного Ц., победу динамичного, изменчивого Ц., раздробленного на основные тона спектра, а затем переход к условному Ц., к его метафорическому значению, к цветовой экспрессии, выражающей субъективный мир художника, и, наконец, к цветовому конструированию мира и его форм с помощью контрастов теплых и холодных тонов и других средств, выработанных в ходе истории развития живописи.
В других видах искусства цвет также образует определенную систему, которая, однако, почти никогда не разрабатывается с той последовательностью, как в живописи: в графике, монументальной живописи, сцено-графин, плакате Ц. используется более избирательно, лаконично, с более активной ролью отдельных цветовых тонов. В архитектуре, скульптуре полихромия выделяет, акцентирует (иногда парадоксально) тектонику, строение, главные характерные особенности сооружения или изваяния; в декоративно-прикладных искусствах и часто в архитектуре цветовой образ непосредственно связан с Ц. примененных материалов. При всех этих различиях Ц. является в искусстве одним из наиболее действенных художественных средств, позволяющих выразить самые сложные замыслы художника и самые тонкие оттенки мысли и чувства. В архитектуре, дизайне, а затем и в станковом искусстве 20 в. Ц. все больше выступает как коммуникативное средство, знак, несущий информацию.


ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА - вид цветной печатной графики; появился раньше других видов - в 16 в. в Китае и Европе. Дальневосточная цветная ксилография пережила блестящий расцвет в Японии в 18 - 1-й пол. 19 в. (Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). Ксилофафии кьяроскуро с лепкой формы оттенками тона в 1 б в. создавались в Италии (Уго да Карпи) и Германии (Ханс Бургкмайр). 18 в. - время виртуозной цветной фавюры на металле (Франсуа Жанине, Шарль Мелькиор Декурти, Луи Филибер Дебюкур). В 20 в. возродились традиции Ц. г. на дереве и линолеуме (Пабло Пикассо во Франции, А. П. Остроумова-Лебедева, В. Д. Фа-лилеев, И. А. Соколов в России, Альгирдас Степонавичюс в Литве)


ЦИКЛ (греч. kyklos - круг) - серия или группа живописных, скульптурных или графических произведений монументально-декоративного или станкового характера, задуманных как единое целое и объединенных сюжетным повествованием или программой (Ц. росписей Джотто в капелле Скровеньи в Падуе, 1304- 1306; Ц. рельефов Агостино ди Дуч-чо в церкви Сан-Франческо в Рими-ни, 1447; Ц. фресок Дионисия в Фе-рапонтовом монастыре, 1500-1503; Цикл картин Питера Брейгеля "Времена года", 1565;Цикл картин В. В. Верещагина на темы войны в Туркестане, 1871-1874). Ср. Серия.




      
              А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я