А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  


        
ТАШИЗМ (от фр. tache- пятно) - течение в западноевропейском абстракционизме 1950-1960-х гг., близкое к абстрактному экспрессионизму в искусстве США. Ташисты создавали картины методом "психической импровизации": мазки краски наносились на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана. Отличие ташизма от его американского аналога - в менее атакующей манере взаимодействия кисти с холстом, в большей легкости формы, во внимании к цвету. Некоторые картины этого направления вызывают ассоциации с природными явлениями: водными стихиями, горными ландшафтами, движениями атмосферы, объектами микромира, запечатленными на фотографиях. Ташизм, будучи течением лирической абстракции, имеет и другое название - информальное искусство. Наиболее видные представители: Жорж Матье, Ханс Хартунг, Воле, Пьер Сулаж, Жан Базен (Франция), Эмилио Ведова (Италия), Асгер Йорн (Дания).


ТЕМПЕРА (ит. tempera, от temperare - смешивать краски; фр. detrempe) - живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии. Распространены эмульсии из воды и яичного желтка либо из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным лаком.


ТЁПЛЫЙ ЦВЕТ - цвет. расположенный в теплой части спектра (красные, оранжевые, желтые тона).


ТЕРРАКОТА (ит. terracotta, букв. - обожженная глина; фр. terre cuite) - вид керамики, неглазурованные изделия из обожженной цветной (кремовой, желтой, красной, коричневой, черной) глины с пористым черепком.


ТЕХНИКА (от греч. techne - искусство, мастерство) - совокупность знаний, навыков, способов и приемов, с помощью которых исполняется художественное произведение. Понятию техники соответствует результат работы художника с материалами и инструментами, умение использовать их художественные возможности. Первоначально техника искусства охватывала весь широкий комплекс материального обеспечения и исполнения произведений искусства, включая изготовление красок, грунтовку основы, рубку из камня, отливку из металла, приготовление и нанесение на стену штукатурки и т. д. Эти занятия входили в круг обязанностей мастера (и его непосредственных подмастерьев, учеников, помощников), определялись уставами цехов, гильдий и других профессиональных организаций. С отделением искусства от ремесла (в 16-19 вв.) подсобные функции переходят к рабочим (формовщикам, литейщикам, мраморщикам, печатникам и др.), а затем и к промышленному производству красок и других художественных товаров. Из обширного комплекса технологии искусства выделилась собственно художественная техника, круг ручных навыков, которыми владеет художник и которые достались ему по традиции, в результате учебы или выработаны им самим. В более специальном смысле техника искусства включает культуру ручной работы, почерк мастера, манеру мазка, штриха, лепки, рубки, резьбы и т. д. Здесь художественная техника вплотную смыкается с мастерством, базой которого она является. Техника искусства не остается безразличной к его форме и содержанию. Любой из технических элементов может быть связан с существом художественного замысла, с идеей произведения. Конкретные особенности техники зависят от характера избранного материала и от индивидуальных особенностей мастера. Техника подлинного художника одухотворена его талантом, поднимаясь до высокого технического мастерства, виртуозности, совершенства, являющегося важным условием художественного качества произведения.


ТЕЧЕНИЕ (англ. current, фр, courant, нем. Stromung) - художественная общность, объединяющая приверженцев одного из вариантов стиля или направления. Течения образуются, как правило, внутри сложных художественно-творческих явлений, где возникают различные возможности разрешения общих задач; таковы, напр., течения "пуссенистов" (Шарль Леб-рен, Эсташ Лесюэр) и "рубенсистов" (Пьер Миньяр, Ноэль Куапель) во французском классицизме кон. 17 в. или неоклассическое (В. А. Щуко, И. В. Жолтовский) и неорусское (А. В. Щусев, В. А. Покровский) течение в русской архитектуре стиля модерн 1910-х гг.


ТОВАРИЩЕСТВО - объединение художников, близких по творческим позициям, с целью совместных выставок, пропаганды творчества художников и продажи их произведений (Товарищество передвижных художественных выставок, 1870-1923; Московское товарищество художников, 1893-1924).


ТОНАЛЬНОСТЬ (фр. tonalite) - общий строй колорита или светотени в произведениях живописи и графики. В отношении к цвету он более употребителен и близко совпадает по значению с терминами цветовая гамма, общий цветовой тон. В сфере светотени термин чаще применяется к произведениям графики и указывает на характер общего светотеневого тона.


ТОРС (ит. torso) - скульптура, изображающая часть человеческого тела - туловище (без головы, рук и ног). Торс может быть обломком древней скульптуры (самый известный -античный Бельведерский торс, 50 г. до н. э., музеи Ватикана); со 2-й пол. 19 в. торс стал популярной темой у скульпторов, добивавшихся эмоциональной пластической выразительности изображения и лепки мужского и женского тела (Огюст Роден - "Шагающий", 1888, Париж, Музей Родена).


ТОРЦОВАЯ ГРАВЮРА (нем. Hoizstich, англ. wood engraving) - ксилография, выполняемая на торце - на дереве поперечного распила из твёрдых пород (пальма,, самшит) гл. обр. штихелями; прорезаемые штрихи выходят белыми в отпечатке. Комбинации штрихов позволяют достигать тональных эффектов в тоновой гравюре. Технику торцовой гравюры изобрел в 1780-х гг. английский иллюстратор Томас Бьюик.


ТОТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (от лат. totalis - весь, целый, полный) - понятие авангардистской эстетики 1960-х гг., обозначающее стремление к "всеохватывающему" искусству, к уничтожению границ не только между отдельными видами художественного творчества, но и между искусством и действительностью. Авангардистские направления этого времени стремились к "растворению искусства в среде", к "слиянию искусства с процессами самой жизни", что особенно ярко проявилось в таких формах, как хэппенинг, перфор-манс, мульти-медиа, энвайронмент, ленд-арт. Предельным выражением принципа тотального искусства служит утверждение, что любой фрагмент реальности и весь мир являются произведениями искусства.


ТРАВЛЕНИЕ (нем. Atzung, фр. traite-ment a 1'eau forte, англ. etching) - в углубленной гравюре и литографии обработка металлической пластины (доски) и литографического камня химическими средствами с целью получить в отпечатке задуманное произведение графики. Травление является важным этапом работы над гравюрой. Подготовленная художником для травления доска многократно погружается в кислоту для образования на ее поверхности мелких углублений и шероховатостей, оставляющих след в отпечатке. Результаты травления зависят в основном от технических приемов самой гравюры (см. Офорт, Акватинта, Мягкий лак. Карандашная манера, Пунктирная манера. Резерваж, Лавис, Серный цвет), а также от длительности травления, соответствующей глубине тона в отпечатке. Художник направляет процесс травления посредством выкрывания достаточно проработанных деталей кислотоупорным лаком, проверяя ход работы при помощи пробных оттисков. На поверхности литографского камня травление не вызывает видимых заметных изменений: его цель - сделать свободные от рисунка места не воспринимающими краску.


ТРАНСАВАНГАРД (от лат. trans - сквозь, через и фр. avant-garde - авангард) - течение в европейской живописи постмодернизма, возникшее в Италии в кон. 1970-х гг. Трансавангард обращается к традиции европейского авангардизма, по-разному преломляя ее в творчестве основных представителей течения (в Италии С. Киа, Ф. Клементе, Э. Кукки и др.). Главный теоретик трансавангарда - А. Бонито Олива, представивший работы трансавангардистов на биеннале 1980 и 1982 гг. в Венеции. Трансавангард возродил интерес к живописной изобразительности. Термин "Трансавангард" переносится и на другие течения европейской живописи, сходные по целям (в т. ч. "новые дикие" в Германии - Георг Базелиц и др.), свободно черпающие мотивы и методы своего творчества в искусстве прошлого.


ТРИПТИХ (1реч. triptyches - тройной, втрое сложенный) - 1) трехчастный складень с рельефными или живописными изображениями. Т. были особенно распространены в европейском искусстве 14-16 вв. как алтарные композиции, часто значительных размеров. Ср. Диптих, Полиптих; 2) произведение живописи (реже графика или рельеф), состоящее из трех самостоятельных частей, объединенных общей темой и композиционным замыслом. Средняя часть триптиха (средник) обычно выделяется большей значительностью содержания и размерами. Триптих может быть выполнен на одном полотне или на одном листе, но его составные части и в этом случае разъединяются обрамлением.


ТУШЬ (нем. Tusche, англ. Indian ink, фр. encre de Chine) - черная краска, не теряющая со временем интенсивности тона. При сильном разбавлении водой дает серый тон. Тушь служит для черчения, рисования (пером и кистью) с применением штриховки, заливки и отмывки, часто в сочетании с карандашом и углем. В Древнем Китае издавна тушь служила материалом для письма и рисования, откуда она распространилась в Корею и Японию, в 16-17 вв. - в Европу. Тушь изготовляют из сажи (копоти), клеющих веществ, получают при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол, нефтепродуктов. Существуют жидкая и сухая тушь в виде плиток и столбиков. Лучший сорт черной туши - китайская. При работе кистью тушь часто разбавляется водой; тон рисунка может колебаться от интенсивного черного до серебристо-серого.




      
              А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я