А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  


        
АБРИС (нем. Abrib- очерк, чертеж) - линейный (контурный) рисунок вспомогательного назначения, напр. при калькировании; выполняется на прозрачной бумаге (плюре) в процессе работы над цветной литографией.В широком значении - то же, что контур.


АБСТРАКЦИОНИЗМ (англ. abstractionism, фр. abstractionnisme, ab-stractivisme, от лат. abstractus - отвлеченный) - широкое направление в искусстве 20 в., в котором произведение основано исключительно на формальных элементах (линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация). А. как программное направление возник в начале 1910-х гг. почти одновременно в нескольких странах Европы. Его признанными основоположниками являются русские художники В. В. Кандинский и К. С. Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне, чех Франтишек Купка. Зачинатели А. опирались, как правило, на мистические идеи:так, Кандинский, Мондриан, Купка исходили из теософской доктрины. Их метод отвлеченных построений определялся намерением выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрывающиеся за преходящими явлениями видимого мира. Первоэлементы формы трактовались Кандинским, Малевичем, Мондрианом как живописные знаки, наделенные исходным духовным содержанием, а пластические формулы, организованные из таких знаков, - как отношения между элементами универсума. Иной характер имеет теория Делоне, в которой решительно отвергается идеалистическая метафизика, а задача абстрактной живописи ограничивается исследованием свойств самого живописного языка, прежде всего динамических качеств цвета. Художники раннего А. внесли значительный вклад в становление современного стиля в архитектуре, дизайне, декоративно-прикладных искусствах (деятельность Кандинского во Вхутемасе и Баухаузе, Мондриана - в конструктивистской группе "Де Стейл", "архитектоны" и дизайнерские проекты Малевича, опыты в прикладном искусстве Робера Делоне и Сони Делоне-Терк). Их обращение к функциональной форме объясняется универсализмом эстетических программ: отвлеченные живописные построения мыслились и как проекции cтруктур космического миропорядка, и как проекты идеального устройств мира социального, в более узком смысле - как принципиальные схемы организации пространственной и предметной среды, окружающей человека. С другой стороны, работа первичными единицами живописного языка стимулировала поиски законов формообразования и композиционных принципов, которые затем осуществлялись в архитектурных предметных формах.С момента возникновения А. в нем определяются две линии:геометрической абстракции, основанной преимущественно на правильных, четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан, отчасти Делоне), и лирической абстракции, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Это формальное различие отражает различие в мировосприятии художников и их идейно-художественных программах. Композиции геометрического A., построенные из ограниченного набора правильных форм и основных цветов, представляют устойчивые "субстанционные" состояния. Абстракции Кандинского и его последователей, наполненные плывущими, пульсирующими, взаимопроникающими формами, сложными ритмами и мерцающим цветом, напротив, сосредоточивают внимание на динамических процессах.После второй мировой войны А. становится доминирующим направлением в искусстве стран Западной Европы и Северной Америки. Преобладают формы лирической абстракции, в которой возникают такие течения, как абстрактный экспрессионизм, ташизм, иероглифический абстракционизм. Эстетические концепции этих течений утрачивают универсально-метафизический характер; абстрактная форма соотносится лишь с теми или иными проявлениями природы, социального мира, трактуется как непосредственная фиксация психических состояний художника. А. таит опасность депрофессионализации творчества. Беспредметная композиция нередко объявляется самодостаточной, исключающей любые ассоциации с внешним миром или содержанием сознания.Другие названия: абсолютное искусство, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, конкретное искусство. Ср. Абстрактное искусств,. Абстракция.


АВАНГАРДИЗМ (от фр. avant-gard - передний край, передовой отряд), авангард - понятие, объединяющее экспериментальные, модернистские, подчеркнуто необычные начинания, поиски в искусстве 20 в. (см. Модернизм). На разных исторических этапах первооткрывателями выступали сменявшие друг друга авангардные направления: в нач. 20 в. - возникшие тогда фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм; в 1920-1930-х гг. эта роль перешла к сюрреализму; после второй мировой войны в кон. 1940-х-1950-е гг. на первый план вышли новые течения абстрактного искусства; в 1960-1970-х гг. выдвигаются различные формы акционизма, работы с предметом (поп-арт), концептуальное искусство (течения этого периода часто объединяют термином нео-а в а н г а р д). А., отмеченный резким ускорением художественных процессов, сложился под влиянием многих факторов, в т. ч. художественного рынка как специфичного для западных стран способа организации художественной жизни. Границы А. определяются различно: его завершение относят к 1920-м гг. (когда были выдвинуты все основные идеи А.), ко времени появления неоавангарда или утверждения постмодернизма. Однако и к кон. 20 в. не исчез интерес к варьированию принципов А.При всем многообразии творческих программ А. можно выделить в них общие черты. По отношению к обществу и к "консервативной" традиционной культуре художники А. заняли позицию постоянного протеста, "перманентного бунта". Принципиальный антитрадиционализм А., его отказ от классических норм изобразительности и красоты связаны с ориентацией на небывалую формальную новизну или на примитив и низовые формы самодеятельного искусства. Художественное открытие, способность к постоянному самообновлению стали обязательным правилом. Этим обусловлены программность творческих выступлений А., составление и публикация манифестов, постоянная обращенность в будущее, "проектность" всех видов творчества, склонность к пророчеству и жизнестроительству, осуществляемому средствами искусства. Художник-авангардист создает свою субъективную модель мира, и это перерастает в построение "второй реальности" в пределах самой жизни. В авангардистском искусстве изображение подвергается экспрессивным деформациям, аналитическому расчленению, различным игровым преобразованиям, вплоть до полного вытеснения изобразительности в абстрактном искусстве. При этом произведение все больше приобретает характер самоценного объекта реальности, приравнивается к объектам внешнего мира. Размывание границ между искусством и реальностью, вторжение в области, до того считавшиеся несовместимыми с искусством, проявляются в таких типичных для А. формах, как коллаж, реди-мейд, инсталляция, энвайрон-мент; в них осуществляется программа "открытого" произведения искусства, непосредственно включаемого в окружающую человека среду. Отвергая замкнутую в себе, самодостаточную форму, художники А. стремятся "раскрыть" ее, различными способами сообщая динамику произведению. На первых порах это выражалось в отказе от завершенности, в культивировании приемов спонтанного, будто бы случайного, автоматического порождения формы; с 1960-х гг. художники А. используют реальное движение или мысленные трансформации, совершающиеся в восприятии зрителя (акционизм, кинетическое искусство). "Открытое" произведение допускает множество интерпретаций, что предполагает встречную активность зрителя, его соучастие в процессе выявления художественного смысла произведения при его встрече с публикой. Вступая в диалог с художником, зритель разгадывает предложенные ему загадки и парадоксы, наделяет знаки и символы, заключенные в произведении, своим значением. Часто публика вовлекается в акции, соучаствует в творчестве (хэппенинг, некоторые виды кинетического искусства). Интерес к вторжению искусства в среду, к преобразованию ее по собственным законам стимулировал активность художников А. в синтетических формах творчества (монументальная живопись, монументальная скульптура, дизайн, садово-парковое искусство, оформление интерьера, сценография, витраж, керамика, ковер и т. д.).Методы А. связаны с его установками - взглядом на художественное творчество как на действие, освобожденное от осознанных целей (практических, познавательных, декоративных и др.), и на художественный объект как на предмет, оторванный от привычных функций, связей, ассоциаций. Поэтому перемещение предмета в иную, парадоксальную для него среду становилось художественной акцией. Изначально ориентируясь на самоописание, на создание "искусства об искусстве", А. сделал самостоятельной задачей обнажение формального приема, анализ языка визуальных форм и отношений между знаками разных уровней. А. представляет собой параллель философским и научным теориям 20 в., утверждающим самостоятельную активность сознания, решающую роль психических структур, априорных мыслительных схем, языка в отношениях человека и мира (психоанализ, логический позитивизм, лингвистическая философия, гештальтпсихология, структурализм). Художники ссылались на них в своих манифестах и теоретических суждениях.


АВТОПОРТРЕТ (от греч. autos - сам, и портрет, англ. self-portrait, фр. autoportrait, нем. Selbstbildnis) - графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал. Эта особая разновидность портретного жанра выражает оценку художником своей личности, ее роли в мире и обществе, своих творческих принципов. Художник может стремиться в А. к объективности самооценки, возвышать или разоблачать себя, представлять себя в различных обличьях (характерно для многочисленных А. Рембрандта), одевать себя в различные костюмы, мифологизировать свой образ и т. д. В А. могут быть отражены личные особенности художника либо общие черты поколения, социальной или национальной среды. А. может быть включен в композицию с изображением других персонажей.


АКАДЕМИЗМ (фр. Academisme)- художественное направление, базой развития которого служат академии художественные. А. - неотъемлемая часть художественной культуры, связанная с сохранением и развитием высших традиций и наиболее совершенных образцов искусства и созданием на этой основе художественной школы, профессионального образования. В академиях происходит т. н. академизация, т. е. превращение в норму, образец и основу художественной школы, к.-л. конкретно-исторического направления в искусстве. Не являясь стилем, А. обладает стилевыми признаками, основанными на устойчивости культивируемых форм. Истоки А. - в творчестве и художественных принципах братьев Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи - основателей Болонской академии (ок. 1585), выработавших строгий кодекс художественного поведения, регламентацию, определяющую достойные изображения сюжеты и гамму чувств, соответствующие им художественные формы и композиционные решения. В их живописи академизации подверглись приемы великих мастеров итальянского Высокого Возрождения, прежде всего Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Особенности А. полнее всего раскрываются в созданном братьями Карраччи и их учениками академическом типе алтарной картины и монументально-декоративной росписи (фрески братьев Карраччи в палаццо Фарнезе, Рим, 1597-1604). А. противостоял маньеризму; применяемые им построения и пластические формы были обращены к классическим принципам Ренессанса, но на той стадии развития А. в нем проявились характерные черты барокко: в иллюзионизме декоративных композиций, в красочности колорита. Дальнейшая эволюция А. связана с образованием французской Королевской академии живописи и скульптуры (1648), опиравшейся на принципы классицизма. В 17-18 вв. А. культивировал историко-героические, аллегорические и мифологические сюжеты, условные идеализированные образы, отвлеченно-абстрактные нормы красоты. В 1-й пол. 19 в. он исчерпал свои потенциальные возможности развития, и в это же время с ним начал свое противоборство романтизм, который, как и реализм, впоследствии стал предметом академизации. Академизация содержит в себе опасность отрыва искусства от современности, односторонней ориентации на существующие образцы, их канонизации и механического повторения. Поэтому академии могли играть в истории искусства не только прогрессивную, но и консервативную роль. Так, в 18 - нач. 19 вв. Императорская Академия художеств в России имела большое прогрессивное значение, поскольку с ней связаны все основные выдающиеся достижения искусства этого времени. Но в сер. 19 в. она стала оплотом отжившего эпигонского классицизма; в ее деятельности возобладали тенденции, тормозящие развитие искусства; это вызывало критику противостоявших ей передвижников и сторонников других течений современного искусства.


АКВАРЕЛЬ (фр. Aquarelle, от лат. Aqua -вода; англ. Watercolour, нем. Wasserfarbe), водяные краски - краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись этими красками. А. отличают чрезвычайно тонкая растирка пигмента и большой процент клеющих веществ (к клею добавляют мед, сахар, глицерин). А. бывает твердая (в плитках), полумягкая (в керамических чашечках) и мягкая (в тюбиках). А. называют и произведения, исполненные в этой технике. Различают собственно А. - прозрачную, основанную на лессировках, без применения белил, и корпусную технику - кроющие водяные краски с применением белил. Главное отличительное свойство собственно А. - прозрачность краски, сквозь которую просвечивает фактура бумаги. При этом художник использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект трепетности, легкости и воздушности изображения. А. позволяет сочетать чистоту цвета, богатство и тонкость оттенков с построением формы и пространства цветом. Известно несколько приемов акварельной техники: соединение легкого, прозрачного слоя А. с рисунком карандашом или пером ("акварелированный рисунок"); работа А. по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней ("итальянская А."); живопись А. на сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот способ ("английская А.") дает А. глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы. Живопись водяными красками была известна в древности и в средние века, но чистая А. стала применяться на рубеже 15-16 вв. В 16- 17 вв. А. использовалась для раскраски (иллюминирования) рисунков, гравюр, чертежей; во 2-й пол. 18 - нач. 19 в. А. послужила для создания шедевров пейзажной живописи (Оно-ре Фрагонар, Юбер Робер - Франция, Александр Козенс и Джон Роберт Козенс, Томас Гёртин, Уильям Тёрнер, Джон Констебл - Великобритания). В 19-20 вв. в технике А. много работали Эжен Делакруа, Оно-ре Домье, Поль Сезанн (Франция), Адольф Менцель, Эмиль Нольде (Германия), Мариано Фортуни (Испания). В России выдающимися акварелистами были А. А. Иванов, К. П. и А. П. Брюлловы, П. Ф. Соколов, В. И. Суриков, В. А. Серов, М. А. Врубель, лидеры художественного объединения "Мир искусства" - А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева; в советский период как мастера акварельной живописи выделялись также К. С. Петров-Водкин, Н. А. Тырса, С. В. Герасимов, Р. Р. Фальк, А. В. Фонвизин, В. М. Конашевич, В. Г. Бехтеев. Ср. Гуашь.


АЛЛА ПРИМА (итал. alla prima, букв. - в первый момент) - то же, что живопись по сырому. Означает также способ исполнения в один прием, за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка.


АНДЕГРАУНД (англ. underground - подполье), андерграунд - понятие, возникшее в США и означающее "подпольную" культуру как составную часть т. н. контркультуры, противопоставившей себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в буржуазном обществе. Типичная тематика американского А. - "сексуальная революция", наркотики как способ бегства от общества, проблемы маргинальных социальных групп. В советский период понятие А. приобрело иной смысл, став обозначением сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т. д. В сер. 1950-х - кон. 1980-х гг. "художественная оппозиция" в СССР была представлена деятельностью таких групп, как "Лианозовская" (Е. Кропивницкий, Л. Кропивницкий, Л. Мастеркова, В. Немухин, Н. Вечтомов, О. Рабин и др. - с 1956 до сер. 1970-х гг.), студия Элия Белютина (с сер. 1950-х до сер. 1970-х гг.), "Сретенский бульвар" (И. Кабаков, Ю. Соболев, А. Брусиловский, Э. Неизвестный, Ю. Соостер - с 1960 до сер. 1970-х гг.), "Движение" (Л. Нусберг, Ф. Инфанте и др. - с 1962), "Арго" (Ф. Инфанте, Н. Горюнова и др. - с 1970), "Коллективные действия" (А. Монастырский, Н. Панитков, Г. Кизевальтер, И. Макаревич, Н. Алексеев, С. Ромашко и др. - с 1975), "Гнездо" (М. Федоров-Рошаль, Г. Донской, В. Скерсис - 1975), "Мухоморы" (С. Гундлах, К. Звездочетов, В. Мироненко и др. - с 1978), "Клуб авангардистов" (2-я пол. 1980-х гг.), "Чемпионы мира" (тогда же) и др. В русле А. развивалось творчество В. Сидура, А. Зверева, Э. Булатова, И. Чуйкова, В. Комара и А. Меламида и других представителей авангардизма, движения соц-арт и. других оппозиционных направлений.После постепенного снятия ограничений и запретов на свободу художественного творчества в начале 1990-х гг. А. сошел на нет.


АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. animal - животное) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных. А. ж. сочетает естественнонаучные и художественные начала. Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания (напр., в станковой живописи и скульптуре, в эстампе); декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто (особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорических и сатирических изображениях) животное "очеловечивается", наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного (напр., в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе). Сложению А. ж. предшествует долгая традиция изучения и изображения животных. Об острой наблюдательности свидетельствуют изображения зверей и птиц в первобытном искусстве; ярко выразительны стилизованные фигуры в памятниках звериного стиля (у скифов, кельтов, германцев, в англо-ирландских и новгородских рукописях), в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, Древней Америки, в народном творчестве многих стран. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках; в средние века в Европе были распространены аллегорические и фольклорные, сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения появились изображения животных с натуры (Пизанелло, Альбрехт Дюрер). Собственно А. ж. (жанр "цветы-птицы") и художники-анималисты появились в Китае в периоды правления династии Тан (Хань Хуан, 8 в.) и династии Сун (Муци, 13 в.), в Европе - в 17 в. в Нидерландах (Паулюс Поттер, Алберт Кейп) и Фландрии (Франс-Снейдерс, Ян Фейт), в 18 в. во Франции (Жан Батист Удри), России (И. Ф. Гроот). В 19 - нач. 20 в. наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью зверя (Антуан Луи Бари во Франции) определяется стремление к точному изучению животных (Джон Одюбон в США, Констан Труайон во Франции, скульпторы П. К. Клодт, Е. А. Лансере в России, Аугуст Гауль в Германии, Кристен Томсен в Дании), часто в естественной обстановке их жизни (живописцы Бруно Лильефорс в Швеции, А. С. Степанов в России). В русском искусстве советского периода сложилась большая группа анималистов (в т. ч. мастеров керамической, деревянной, металлической пластики, иллюстраторов детской книги), удачно соединивших понимание животных и любовь к природе с яркой образностью: В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, Е. И. Чарушин, Д. В. Горлов, А. Г. Сотников, А. В. Марц.


АР БРЮТ
(фр. art brut - грубое, необработанное искусство) - понятие, введенное французским художником Жаном Дюбюффе для обозначения искусства душевнобольных, "наивного" творчества маргинален, уличных граффити, а также собственных произведений, вдохновленных этими образцами. В 1948 г. Дюбюффе основал в Париже ассоциацию "Компания грубого искусства", призванную сохранять, изучать и расширять собранные им ранее коллекции "грубого искусства".


АР ДЕКО (фр. art deco, сокр. от art " decoratif) - стилевое течение в искусстве стран Зап. Европы и Америки 2-й четв. 20 в. Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925), которая явилась отправным пунктом его распространения и развития. Для А. д. характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством. Центрами А. д. были Франция и США. А. д. сочетало элементы стиля модерн. кубизма и экспрессионизма, использовало выразительные особенности передового технического дизайна (в основном материалы и стилистику модных "обтекаемых форм", заимствованную у новейших моделей автомобилей и локомотивов). На его развитие заметно повлияли новые открытия эффектных памятников древнеегипетского искусства (в т. ч. гробницы Тутанхамона, 1922) и древних цивилизаций Америки, а также стилистика новаторской сценографии 1910-1920-х гг. Полнее всего А. д. проявилось в оформлении и украшении интерьеров фешенебельных отелей, клубов, салонов, океанских лайнеров и представительских зданий большого бизнеса, включавших различные виды скульптурных, живописных и всевозможных отделочных работ. Также А. д. было представлено прикладными изделиями модных домов, рекламой, промышленной и журнальной графикой и т. д. Наиболее крупные произведения - Крайслер-билдинг (Нью-Йорк, 1928- 1930, архитектору. Ван Элен) и Рокфеллер-центр (Нью-Йорк, 1931-1940, архитектор Б. У. Моррис).


АР НУВО (фр. art nouveau - новое искусство) - название стиля модерн, утвердившееся в большинстве стран Европы. Название стало распространенным благодаря одноименной выставке, посвященной этому стилю (Цюрих, 1952).


АЭРОГРАФИЯ - техника живописного письма аэрографом по трафарету. А. используется в декорировании керамики (в т. ч. в фарфоровой промышленности), в разрисовке тканей, театральных декораций, в книжной графике, в изготовлении крупноформатных плакатов. Трафарет для А. изготовляется в виде пластинки из свинцовой фольги или картона с отверстиями, воспроизводящими рисунок, и размещается на поверхности предмета.


        А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я