РАЗМЫВКА (фр. lavis, нем. Lavierung, англ. wash technique) - 1) техника работы кистью с обильным применением воды, дающая возможность достигать сложных и богатых живописных эффектов в рисунках бистром, сепией, тушью, акварелью и др.;
2) вид литографии, воспроизведение рисунка, выполненное литографской тушью на камне с помощью воды и кисти. Способ размывки появился в сер. 19 в. Ср. Литотинто.
РАМА (англ. frame, фр. cadre, нем. Rahmen) - прямоугольное (реже круглое, овальное, многоугольное) оформление картины, графического произведения, фотографии и т. д. по их периметру. Назначение рамы - отделить изображение от его окружения, сосредоточить внимание зрителя на композиции, придать ей цельность. Рама рождается вместе с картиной в 14 в., причем первоначально они составляют одно смысловое и декоративное целое, поскольку рама алтарного образа представляла собой подобие позолоченного готического храма. В 15 в. она уподобляется ренессансному сооружению (пилястры по сторонам, карниз сверху), подобно оконному проему, в котором является образ мира. Часто рамы изготовлялись не только из гипса и реек, но также из драгоценных материалов. С распространением методов линейной перспективы и эффектов воспроизведения видимого мира рама приобретает сложную профилировку, становится как бы ступеньками, помогающими глазу зрителя погрузиться в изображенный мир. В искусстве 17-18 вв. распространены сложные рамы с резными и лепными фигурками путти, гирляндами цветов и плодов; голландские живописцы 17 в. предпочитали простые темные рамы с дробной профилировкой. Рамы играли двойную роль: изолируя картину от окружения, они сами были частью архитектуры интерьера (напр., рама рококо с завитками и рокайлями). Интерес к раме возрождает стиль модерн (рамы, оформленные как предметы декоративного искусства - с применением неокрашенного дерева, кожи, металла). Импрессионисты начали окрашивать рамы в светлые тона (белый, желтый, розовый, фиолетовый). В 20 в. на раме иногда помещают дополнительные изображения, надписи, украшают ее скульптурной резьбой.
РАСТВОРИТЕЛЬ (англ. solvent, фр. dissolvant, нем. Loser), разжижитель - жидкость, применяемая художниками для разведения и разжижения красок и лаков и сообщения нужных качеств красочному слою, а также для смывки красок. Основой растворителя для масляной живописи служат эфирные масла, нефть и ее фракции. Особенно часто применяются скипидар (терпентинное масло), его составные части (пинен) и его смеси с льняным маслом, очищенная нефть и бесцветный бензин (уайт-спирит).
РАСТУШЁВКА - растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных карандашом, итальянским карандашом, сангиной, пастелью и т. д. Растушевка может выполняться растушкой, резинкой, хлебным мякишем, пальцем и вносит элементы светотени и тона в линейный рисунок.
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rationalis - разумный) - совокупность архитектурных направлений 1-й пол. 20 в., стремившихся к соответствию архитектуры современным представлениям об обществе и искусстве и современным достижениям науки и техники. Рационализм составляет основное идейное ядро "современной архитектуры", явившейся широким движением международного значения. Основы эстетики рационализма были заложены с кон. 19 в. в борьбе против эклектизма и понимания архитектуры как украшения фасадов.
РЕАЛИЗМ (фр. realisme, от лат. геalis - действительный, вещественный) - свойство искусства воспроизводить истину действительности не посредством научного анализа, не посредством мышления в понятиях, а путем воссоздания чувственных форм, в каких идея существует в реальности. При этом произведение высокого реалистического искусства демонстрирует неограниченные возможности фантазии, соревнуясь в творческой силе с созидательной мощью природы и человеческого общества. Реалистическое воспроизведение действительности основано на единстве художественного обобщения и индивидуализации, свойственном художественному образу.
Реализм, понимаемый как тенденция развития мирового искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: наивное жизнеподобие наскальных изображений древнейших человеческих коллективов, идеализация античного искусства, одухотворенность и одновременно "натурализм" поздней готики и т. д. Особенно интенсивно развивался реализм в искусстве Возрождения, от которого (через стадии голландской, фламандской, испанской, французской живописи 17 в., "просветительского реализма" 18 в.) тянутся нити к реализму 19 в., когда возникло само понятие реализм (сформулировано в литературе Шанфлёри, в изобразительном искусстве Гюставом Курбе).
Реализм искусства 19-20 вв. отмечен социальной направленностью, многомерным изображением существенных сторон общественного бытия, правдивостью в деталях наряду с типическими обобщениями, страстностью, пафосом в отстаивании авторского идеала. Вместе с тем наряду с несомненными достижениями реализм 19 в. имеет свои слабые стороны по сравнению с реализмом более ранних эпох (напр., иллюстративность, свойственная некоторым мастерам бытового жанра и особенно их последователям в 20 в.). В истории искусства существуют переходные художественные явления, которые отличает противоречивое единство реалистических и нереалистических черт. Так, напр., в кон. 19 в. реализм не всегда успешно дистанцировался от натурализма, хотя по самому своему понятию он во многом противоположен ему.
В современной эстетике и искусствознании отсутствует окончательно установленное определение реализма, его хронологических рамок. В западном искусствознании реализма нередко соотносится или даже отождествляется с натурализмом. Среди отечественных эстетиков и искусствоведов распространена точка зрения, в соответствии с которой развитие реализма либо ограничивается определенным художественным течением 19 в., либо расширяется до эпохи Просвещения. В этом случае реализм толкуется не как имманентное искусству свойство, а как определенное локальное художественное явление.
Реализм в искусстве часто связан с демократическим, иногда даже революционно-радикальным мировоззрением, но эта связь осложняется реальными обстоятельствами времени.
РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА (нем. Grab stichelmanier, фр. gravure au burin, англ. line engraving), классическая гравюра - старейший наиболее трудоемкий вид углубленной гравюры, выполняемой стальными резцами (см. Штихель) по металлу, преимущественно по меди. Для резцовой гравюры характерна строгая ритмичность линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; изгибы их точно соответствуют форме, а частота и насыщенность передают светотеневые градации. Лучшим образцам резцовой гравюры свойственны ясность и пластичность формы, богатство и гибкость светотеневых переходов, что достигается кропотливой и осторожной работой. Появившаяся в 15 в. резцовая гравюра привлекла таких мастеров, как Андреа Мантенья, Альбрехт Дюрер, Лукас ван Лейден. В 16-18 вв. в качестве репродукционной техники, популяризующей произведения живописи и скульптуры, Р. г. выдвинула крупнейших граверов-виртуозов - Маркантонио Раймонди, Клод Меллан, Робер Нантёй, Пьер Древе, Рафаэль Морген; в России в 19 в. - Ф. П. Толстой, Н. И. Уткин, Ф. И. Иордан, И. П. Пожалостин.
РЕЙСФЕДЕР (нем. Refeder - чертежное перо) - 1) инструмент для рисования: тонкая металлическая трубка, конец которой (разрезанный по продольной оси) снабжен зажимом. В зажим рейсфедера вставляется рисовальный материал, преимущественно уголь;
2) чертежный инструмент для работы тушью на бумаге и кальке при копировании, а также на картоне, пергаменте. Чертежные рейсфедеры имеют регулируемые винтом щечки, пространство между которыми наполняется тушью.
РЕЛЬЕФ (фр. relief) - один из видов скульптуры: в отличие от круглой скульптуры объемные (пластические) формы рельефа располагаются на плоскости и ориентируются на нее; при этом пространственные отношения могут передаваться условно, сокращенно, а формы соответственно уплощаться; на фон рельефа могут наноситься очень слабо выступающие изображения (пейзаж, архитектура); в таком сложном по пространственной композиции живописном рельефе происходит сближение возможностей пластики и живописи, что особенно ощутимо при использовании скульпторами цвета и перспективно уменьшающихся объектов изображения. Основные выразительные средства рельефа - развертывание композиции на плоскости (часто наподобие фриза), возможность построения пространственных планов (с натуральными или сокращенными пространственными отношениями) и создания разнообразных пространственных иллюзий.
Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Углубленный рельеф имеет две разновидности: контррельеф - своего рода негатив выпуклого рельефа (на печатях- инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа), и к о и л а-н а г л и ф (en creux - фр. "полый рельеф"), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой, встречается в архитектуре Древнего Египта и на древневосточных и античных инталиях. Выпуклый рельеф- барельеф и горельеф - гораздо более распространен: он известен с эпохи палеолита, в искусстве Древнего Востока, античности и средних веков, в эпоху Возрождения и последующие эпохи как часть архитектурного декора (пилон, стена, фронтон, фриз, метопа, свод, капитель и т. д.).
РЕПРОДУКЦИЯ (лат. reproductio -воспроизведение) - воспроизведение текста, изображения, художественного произведения средствами полиграфии или фотографии. Потребность в репродуцировании живописи и рисунка возникла уже в 16 в. с появлением шедевров прославленных мастеров Возрождения: появилась репродукционная гравюра на дереве (в т. ч. цветная - кьяроскуро) и затем на металле, в 17 в. переживает расцвет репродукционная резцовая гравюра (Франция, Фландрия), в 18 в. -меццо-тинто (Англия) и сложные техники цветной гравюры (Франция). В 19 в. техникой массовой репродукционной печати становится литография (в т. ч. цветная, хромолитография, олеография). Со 2-й пол. 19 в. утверждаются фотомеханические репродукционные процессы в полиграфии, вытесняющие ручные способы. Фотографирование и копирование на печатной форме выполняются посредством травления в высокой печати (автотипия) и глубокой печати (гелиогравюра, ракельная печать), физико-химической обработкой в плоской печати (фототипия, офсет). Получили распространение как тоновые одноцветные, так и многокрасочные репродукции, в т. ч. очень точно воспроизводящие оригинал факсимильные репродукции. Особо высокое качество репродуцирования сложных оригиналов достигалось в технике гелиогравюры, фототипии, а в 20 в. - в технике шелкографш и электронного гравирования на печатных формах.
РЕСТАВРАЦИЯ (лат. restavratio - восстановление) - укрепление и восстановление памятников истории, культуры и искусства, поврежденных, искаженных или разрушенных временем, вредными условиями бытования, губительными или неумелыми воздействиями. Реставрируются архитектурные сооружения, их комплексы, районы, населенные пункты (иногда целые города), произведения изобразительного и декоративного искусства, археологические находки и т. д. Реставрационные работы проводятся специально разработанными методами на основе научного исследования памятников. Современная реставрация может заключаться: в консервации - сохранении памятника в дошедшем до нас виде; в частичной реставрации - выявлении скрытых под историческими наслоениями подлинных фрагментов памятника; в полной реставрации - восстановлении целостного первоначального облика памятника. Перед реставрацией выясняются материалы и технология создания памятника, причины и виды его разрушения, его первоначальный облик - с помощью физико-химических методов, анализов, фотографирования (в т. ч. рентгенографии, фотографирования в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, спектрального анализа и т. д.), а также с помощью исторических данных (письменных источников, изобразительных материалов, стилистического анализа). В ходе реставрации укрепляется структура памятника с применением материалов, подобных первоначальным (в архитектуре каменные квадры, кирпич-плинфа и т. д.; при реставрации фресок - известковая вода; при реставрации живописи - животный клей и т. д.), или современных средств, если они не вредят памятнику; исправляются деформированные части, восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы, часто устраняются позднейшие дополнения. Если восполняются утраты, замененные места должны быть отличимы, а при необходимости легко удаляемы.
Попытки реставрации известны с древности, но систематический характер она получила в эпоху романтизма, когда французский архитектор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк обосновал необходимость глубокого изучения стилистики и строительной техники реставрируемых готических храмов. В 19 в. реставрация часто приводила к искажению подлинника. С кон. 19 в. стали устанавливаться собственно научные принципы реставрации , исследования памятников и документального обоснования каждой реставрационной работы (в России П. П. Покрышкин, И. Э. Грабарь, П. Д. Барановский, В. О. Кириков, П. Д. и А. Д. Корины). В 1918 г. была создана Всероссийская реставрационная комиссия, преобразованная в Центральные реставрационные мастерские, возникла широкая сеть реставрационных мастерских. Грандиозные по размаху работы по восстановлению разрушенных во время второй мировой войны памятников были проведены во многих странах, в т. ч. в СССР, Польше, Германии.
РЕТУШЬ (фр. retouche, букв. - поправка) - 1) частичные исправления темперой, которые вносятся в роспись (фреску) после высыхания штукатурки;
2) частичные исправления гравировальной доски после выяснения, по пробному оттиску гравюры, неудачных мест или недоработок;
3) в масляной живописи протирка жухлых частей красочного слоя (см. Жухлость) специальным лаком или маслом;
4) в полиграфическом производстве корректировка фотографических оригиналов перед их воспроизведением.
РИСУНОК (англ. drawing, фр. dessin, нем. Zeichnung, ит. disegno) - изобразительное начертание на к.-л. поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом (либо процарапанное твердым инструментом на более мягком основании - бересте, навощенной дощечке, сырой глине), с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Различные сочетания этих средств позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты, осуществлять пластическую моделировку. рисунка, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее ограниченным участием разных цветов. Рисунок - первичное, простейшее изобразительное средство, с которого начинается первобытное и детское творчество, но в результате длительного развития рисунка составил одну из важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства и лежит в основе всех видов художественных изображений на плоскости (живопись, графика, рельеф). Рисунок, как правило, составляет начальную стадию работы над произведением пластических искусств, играет важнейшую роль в определении очертаний формы, объема предметов и расположения их в пространстве. Поэтому рисунок в широком смысле понимается как совокупность линейно-пластических элементов пластических искусств. Микеланджело называл рисунок "высшей точкой и живописи, и скульптуры, и архитектуры". Рисунок, прежде всего рисование с натуры, служит анализом формы и конструкции изображаемых фигур и предметов, что делает его одним из важнейших средств познания и изучения действительности художником. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования. Как самостоятельная область творчества рисунок является главным видом графики и основой всех других ее видов (гравюры, литографии и пр.). Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, темам и жанрам. Рисунок может быть станковым графическим произведением или служить вспомогательным средством для создания живописных, графических, скульптурных, архитектурных, декоративных произведений (набросок, кроки, эскиз, этюд); те и другие могут иметь выдающуюся художественную ценность. Древнейшие сухие красящие вещества, используемые для рисунка, - уголь и охра (желтая глина с окислами железа). Со времен античности известны свинцовые и серебряные штифы, распространенные позже в 12-16 вв. В эпоху Возрождения входят в употребление сланцевый итальянский карандаш ("черный мел") и сангина ("красный мел"); с 16 в. применяется для рисунка графит, с кон. 18 в. - карандаши в деревянной оправе. Жидкие красящие вещества (тушь, бистр, сепия, чернила) наносятся пером (тростниковым, птичьим, металлическим) иди кистью. Как основа для рисунка в древнем мире служил папирус (из стеблей африканского водного растения), в средние века - пергамент (из кожи животных), а также бумага (в Китае со 2 в., в Европе с 10 в.). Пергамент и бумага нередко грунтовались, окрашивались в разные цвета. Художественные методы рисунка разнообразны - от беглых набросков до четких линеарных рисунков кистью и пером, часто с элементами светотени и тона (штриховка, растушевка, размывка) и чисто тоновых рисунков кистью, приближающихся к живописи. Рисунки могут быть монохромными, подцвеченными (акварелью, гуашью, пастелью, пандой, фломастерами и т. д.) или многоцветными: акварель, гуашь, пастель, тушь могут служить для создания как рисунка, так и собственно живописных произведений. С эпохи палеолита известны рисунки, гравированные на скалах, на кости (животные, сцены охоты). Графичны, четки древнеегипетские линейные рисунки на папирусах; древнегреческие рисунки на белофонных лекифах, на пластинах замечательны пластичностью, изяществом контура. С 4 в. до н. э. развивается тонкий, каллиграфический рисунок Дальнего Востока. От средневекового европейского искусства дошли архитектурные проектные рисунки и контурные подлинники росписей, икон, рисунки в рукописях. В эпоху Возрождения закладываются теоретические и практические основы методики рисунка; становится системой рисование с натуры. Рисунок вбирает в себя достижения науки (законы светотени, анатомии, перспективы). Наряду с этюдом, эскизом, наброском, анатомической и научно-естественной штудией возникает станковый рисунок с его жанрами (портрет, пейзаж, фигурная композиция). С кон. 16 в. складывается академическая система обучения рисунку (копирование "оригиналов" - рисунков признанных мастеров, затем рисование с гипсовых слепков античных статуй и лишь в заключение - с живой натуры); в противовес этой жесткой системе сложились как свободный, эмоциональный, так и строгий, реалистически точный типы рисунка, а в 19-20 вв. также графичный рисунок, рассчитанный на воспроизведение в печати и остро выразительный, экспрессивный, нарушающий традиционные нормы рисунка художников авангардных направлений.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА. Образована в 1986 г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Учредителем Академии является правительство Российской Федерации. Считается федеральным государственным высшим художественным учебным заведением. В ее составе три факультета - живописи, архитектуры и скульптуры, а также три отделения - искусствоведения, охраны памятников и реставрации. В Академии созданы 10 специализированных кафедр. В 1995/1996 учебном году в ней обучалось около 300 студентов. Ректор Академии - народный худож ник СССР И. С. Глазунов. Среди педагогов - народный художник Российской Федерации А. А, Бичу-ков, профессор Н. К. Голейзовский, а также воспитанники И. С. Глазунова - В. В. Шилов, В. А. Штейн, И. И. Глазунов и др.
РУССКИЙ СТИЛЬ, псевдорусский стиль - в русской архитектуре и декоративном искусстве 18-20 вв. один из исторических стилей; направление, стремившееся освоить и приблизить к современности наследие средневекового русского искусства и зодчества 11-17 вв.
2) вид литографии, воспроизведение рисунка, выполненное литографской тушью на камне с помощью воды и кисти. Способ размывки появился в сер. 19 в. Ср. Литотинто.
РАМА (англ. frame, фр. cadre, нем. Rahmen) - прямоугольное (реже круглое, овальное, многоугольное) оформление картины, графического произведения, фотографии и т. д. по их периметру. Назначение рамы - отделить изображение от его окружения, сосредоточить внимание зрителя на композиции, придать ей цельность. Рама рождается вместе с картиной в 14 в., причем первоначально они составляют одно смысловое и декоративное целое, поскольку рама алтарного образа представляла собой подобие позолоченного готического храма. В 15 в. она уподобляется ренессансному сооружению (пилястры по сторонам, карниз сверху), подобно оконному проему, в котором является образ мира. Часто рамы изготовлялись не только из гипса и реек, но также из драгоценных материалов. С распространением методов линейной перспективы и эффектов воспроизведения видимого мира рама приобретает сложную профилировку, становится как бы ступеньками, помогающими глазу зрителя погрузиться в изображенный мир. В искусстве 17-18 вв. распространены сложные рамы с резными и лепными фигурками путти, гирляндами цветов и плодов; голландские живописцы 17 в. предпочитали простые темные рамы с дробной профилировкой. Рамы играли двойную роль: изолируя картину от окружения, они сами были частью архитектуры интерьера (напр., рама рококо с завитками и рокайлями). Интерес к раме возрождает стиль модерн (рамы, оформленные как предметы декоративного искусства - с применением неокрашенного дерева, кожи, металла). Импрессионисты начали окрашивать рамы в светлые тона (белый, желтый, розовый, фиолетовый). В 20 в. на раме иногда помещают дополнительные изображения, надписи, украшают ее скульптурной резьбой.
РАСТВОРИТЕЛЬ (англ. solvent, фр. dissolvant, нем. Loser), разжижитель - жидкость, применяемая художниками для разведения и разжижения красок и лаков и сообщения нужных качеств красочному слою, а также для смывки красок. Основой растворителя для масляной живописи служат эфирные масла, нефть и ее фракции. Особенно часто применяются скипидар (терпентинное масло), его составные части (пинен) и его смеси с льняным маслом, очищенная нефть и бесцветный бензин (уайт-спирит).
РАСТУШЁВКА - растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных карандашом, итальянским карандашом, сангиной, пастелью и т. д. Растушевка может выполняться растушкой, резинкой, хлебным мякишем, пальцем и вносит элементы светотени и тона в линейный рисунок.
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rationalis - разумный) - совокупность архитектурных направлений 1-й пол. 20 в., стремившихся к соответствию архитектуры современным представлениям об обществе и искусстве и современным достижениям науки и техники. Рационализм составляет основное идейное ядро "современной архитектуры", явившейся широким движением международного значения. Основы эстетики рационализма были заложены с кон. 19 в. в борьбе против эклектизма и понимания архитектуры как украшения фасадов.
РЕАЛИЗМ (фр. realisme, от лат. геalis - действительный, вещественный) - свойство искусства воспроизводить истину действительности не посредством научного анализа, не посредством мышления в понятиях, а путем воссоздания чувственных форм, в каких идея существует в реальности. При этом произведение высокого реалистического искусства демонстрирует неограниченные возможности фантазии, соревнуясь в творческой силе с созидательной мощью природы и человеческого общества. Реалистическое воспроизведение действительности основано на единстве художественного обобщения и индивидуализации, свойственном художественному образу.
Реализм, понимаемый как тенденция развития мирового искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: наивное жизнеподобие наскальных изображений древнейших человеческих коллективов, идеализация античного искусства, одухотворенность и одновременно "натурализм" поздней готики и т. д. Особенно интенсивно развивался реализм в искусстве Возрождения, от которого (через стадии голландской, фламандской, испанской, французской живописи 17 в., "просветительского реализма" 18 в.) тянутся нити к реализму 19 в., когда возникло само понятие реализм (сформулировано в литературе Шанфлёри, в изобразительном искусстве Гюставом Курбе).
Реализм искусства 19-20 вв. отмечен социальной направленностью, многомерным изображением существенных сторон общественного бытия, правдивостью в деталях наряду с типическими обобщениями, страстностью, пафосом в отстаивании авторского идеала. Вместе с тем наряду с несомненными достижениями реализм 19 в. имеет свои слабые стороны по сравнению с реализмом более ранних эпох (напр., иллюстративность, свойственная некоторым мастерам бытового жанра и особенно их последователям в 20 в.). В истории искусства существуют переходные художественные явления, которые отличает противоречивое единство реалистических и нереалистических черт. Так, напр., в кон. 19 в. реализм не всегда успешно дистанцировался от натурализма, хотя по самому своему понятию он во многом противоположен ему.
В современной эстетике и искусствознании отсутствует окончательно установленное определение реализма, его хронологических рамок. В западном искусствознании реализма нередко соотносится или даже отождествляется с натурализмом. Среди отечественных эстетиков и искусствоведов распространена точка зрения, в соответствии с которой развитие реализма либо ограничивается определенным художественным течением 19 в., либо расширяется до эпохи Просвещения. В этом случае реализм толкуется не как имманентное искусству свойство, а как определенное локальное художественное явление.
Реализм в искусстве часто связан с демократическим, иногда даже революционно-радикальным мировоззрением, но эта связь осложняется реальными обстоятельствами времени.
РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА (нем. Grab stichelmanier, фр. gravure au burin, англ. line engraving), классическая гравюра - старейший наиболее трудоемкий вид углубленной гравюры, выполняемой стальными резцами (см. Штихель) по металлу, преимущественно по меди. Для резцовой гравюры характерна строгая ритмичность линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; изгибы их точно соответствуют форме, а частота и насыщенность передают светотеневые градации. Лучшим образцам резцовой гравюры свойственны ясность и пластичность формы, богатство и гибкость светотеневых переходов, что достигается кропотливой и осторожной работой. Появившаяся в 15 в. резцовая гравюра привлекла таких мастеров, как Андреа Мантенья, Альбрехт Дюрер, Лукас ван Лейден. В 16-18 вв. в качестве репродукционной техники, популяризующей произведения живописи и скульптуры, Р. г. выдвинула крупнейших граверов-виртуозов - Маркантонио Раймонди, Клод Меллан, Робер Нантёй, Пьер Древе, Рафаэль Морген; в России в 19 в. - Ф. П. Толстой, Н. И. Уткин, Ф. И. Иордан, И. П. Пожалостин.
РЕЙСФЕДЕР (нем. Refeder - чертежное перо) - 1) инструмент для рисования: тонкая металлическая трубка, конец которой (разрезанный по продольной оси) снабжен зажимом. В зажим рейсфедера вставляется рисовальный материал, преимущественно уголь;
2) чертежный инструмент для работы тушью на бумаге и кальке при копировании, а также на картоне, пергаменте. Чертежные рейсфедеры имеют регулируемые винтом щечки, пространство между которыми наполняется тушью.
РЕЛЬЕФ (фр. relief) - один из видов скульптуры: в отличие от круглой скульптуры объемные (пластические) формы рельефа располагаются на плоскости и ориентируются на нее; при этом пространственные отношения могут передаваться условно, сокращенно, а формы соответственно уплощаться; на фон рельефа могут наноситься очень слабо выступающие изображения (пейзаж, архитектура); в таком сложном по пространственной композиции живописном рельефе происходит сближение возможностей пластики и живописи, что особенно ощутимо при использовании скульпторами цвета и перспективно уменьшающихся объектов изображения. Основные выразительные средства рельефа - развертывание композиции на плоскости (часто наподобие фриза), возможность построения пространственных планов (с натуральными или сокращенными пространственными отношениями) и создания разнообразных пространственных иллюзий.
Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Углубленный рельеф имеет две разновидности: контррельеф - своего рода негатив выпуклого рельефа (на печатях- инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа), и к о и л а-н а г л и ф (en creux - фр. "полый рельеф"), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой, встречается в архитектуре Древнего Египта и на древневосточных и античных инталиях. Выпуклый рельеф- барельеф и горельеф - гораздо более распространен: он известен с эпохи палеолита, в искусстве Древнего Востока, античности и средних веков, в эпоху Возрождения и последующие эпохи как часть архитектурного декора (пилон, стена, фронтон, фриз, метопа, свод, капитель и т. д.).
РЕПРОДУКЦИЯ (лат. reproductio -воспроизведение) - воспроизведение текста, изображения, художественного произведения средствами полиграфии или фотографии. Потребность в репродуцировании живописи и рисунка возникла уже в 16 в. с появлением шедевров прославленных мастеров Возрождения: появилась репродукционная гравюра на дереве (в т. ч. цветная - кьяроскуро) и затем на металле, в 17 в. переживает расцвет репродукционная резцовая гравюра (Франция, Фландрия), в 18 в. -меццо-тинто (Англия) и сложные техники цветной гравюры (Франция). В 19 в. техникой массовой репродукционной печати становится литография (в т. ч. цветная, хромолитография, олеография). Со 2-й пол. 19 в. утверждаются фотомеханические репродукционные процессы в полиграфии, вытесняющие ручные способы. Фотографирование и копирование на печатной форме выполняются посредством травления в высокой печати (автотипия) и глубокой печати (гелиогравюра, ракельная печать), физико-химической обработкой в плоской печати (фототипия, офсет). Получили распространение как тоновые одноцветные, так и многокрасочные репродукции, в т. ч. очень точно воспроизводящие оригинал факсимильные репродукции. Особо высокое качество репродуцирования сложных оригиналов достигалось в технике гелиогравюры, фототипии, а в 20 в. - в технике шелкографш и электронного гравирования на печатных формах.
РЕСТАВРАЦИЯ (лат. restavratio - восстановление) - укрепление и восстановление памятников истории, культуры и искусства, поврежденных, искаженных или разрушенных временем, вредными условиями бытования, губительными или неумелыми воздействиями. Реставрируются архитектурные сооружения, их комплексы, районы, населенные пункты (иногда целые города), произведения изобразительного и декоративного искусства, археологические находки и т. д. Реставрационные работы проводятся специально разработанными методами на основе научного исследования памятников. Современная реставрация может заключаться: в консервации - сохранении памятника в дошедшем до нас виде; в частичной реставрации - выявлении скрытых под историческими наслоениями подлинных фрагментов памятника; в полной реставрации - восстановлении целостного первоначального облика памятника. Перед реставрацией выясняются материалы и технология создания памятника, причины и виды его разрушения, его первоначальный облик - с помощью физико-химических методов, анализов, фотографирования (в т. ч. рентгенографии, фотографирования в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, спектрального анализа и т. д.), а также с помощью исторических данных (письменных источников, изобразительных материалов, стилистического анализа). В ходе реставрации укрепляется структура памятника с применением материалов, подобных первоначальным (в архитектуре каменные квадры, кирпич-плинфа и т. д.; при реставрации фресок - известковая вода; при реставрации живописи - животный клей и т. д.), или современных средств, если они не вредят памятнику; исправляются деформированные части, восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы, часто устраняются позднейшие дополнения. Если восполняются утраты, замененные места должны быть отличимы, а при необходимости легко удаляемы.
Попытки реставрации известны с древности, но систематический характер она получила в эпоху романтизма, когда французский архитектор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк обосновал необходимость глубокого изучения стилистики и строительной техники реставрируемых готических храмов. В 19 в. реставрация часто приводила к искажению подлинника. С кон. 19 в. стали устанавливаться собственно научные принципы реставрации , исследования памятников и документального обоснования каждой реставрационной работы (в России П. П. Покрышкин, И. Э. Грабарь, П. Д. Барановский, В. О. Кириков, П. Д. и А. Д. Корины). В 1918 г. была создана Всероссийская реставрационная комиссия, преобразованная в Центральные реставрационные мастерские, возникла широкая сеть реставрационных мастерских. Грандиозные по размаху работы по восстановлению разрушенных во время второй мировой войны памятников были проведены во многих странах, в т. ч. в СССР, Польше, Германии.
РЕТУШЬ (фр. retouche, букв. - поправка) - 1) частичные исправления темперой, которые вносятся в роспись (фреску) после высыхания штукатурки;
2) частичные исправления гравировальной доски после выяснения, по пробному оттиску гравюры, неудачных мест или недоработок;
3) в масляной живописи протирка жухлых частей красочного слоя (см. Жухлость) специальным лаком или маслом;
4) в полиграфическом производстве корректировка фотографических оригиналов перед их воспроизведением.
РИСУНОК (англ. drawing, фр. dessin, нем. Zeichnung, ит. disegno) - изобразительное начертание на к.-л. поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом (либо процарапанное твердым инструментом на более мягком основании - бересте, навощенной дощечке, сырой глине), с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Различные сочетания этих средств позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты, осуществлять пластическую моделировку. рисунка, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее ограниченным участием разных цветов. Рисунок - первичное, простейшее изобразительное средство, с которого начинается первобытное и детское творчество, но в результате длительного развития рисунка составил одну из важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства и лежит в основе всех видов художественных изображений на плоскости (живопись, графика, рельеф). Рисунок, как правило, составляет начальную стадию работы над произведением пластических искусств, играет важнейшую роль в определении очертаний формы, объема предметов и расположения их в пространстве. Поэтому рисунок в широком смысле понимается как совокупность линейно-пластических элементов пластических искусств. Микеланджело называл рисунок "высшей точкой и живописи, и скульптуры, и архитектуры". Рисунок, прежде всего рисование с натуры, служит анализом формы и конструкции изображаемых фигур и предметов, что делает его одним из важнейших средств познания и изучения действительности художником. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования. Как самостоятельная область творчества рисунок является главным видом графики и основой всех других ее видов (гравюры, литографии и пр.). Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, темам и жанрам. Рисунок может быть станковым графическим произведением или служить вспомогательным средством для создания живописных, графических, скульптурных, архитектурных, декоративных произведений (набросок, кроки, эскиз, этюд); те и другие могут иметь выдающуюся художественную ценность. Древнейшие сухие красящие вещества, используемые для рисунка, - уголь и охра (желтая глина с окислами железа). Со времен античности известны свинцовые и серебряные штифы, распространенные позже в 12-16 вв. В эпоху Возрождения входят в употребление сланцевый итальянский карандаш ("черный мел") и сангина ("красный мел"); с 16 в. применяется для рисунка графит, с кон. 18 в. - карандаши в деревянной оправе. Жидкие красящие вещества (тушь, бистр, сепия, чернила) наносятся пером (тростниковым, птичьим, металлическим) иди кистью. Как основа для рисунка в древнем мире служил папирус (из стеблей африканского водного растения), в средние века - пергамент (из кожи животных), а также бумага (в Китае со 2 в., в Европе с 10 в.). Пергамент и бумага нередко грунтовались, окрашивались в разные цвета. Художественные методы рисунка разнообразны - от беглых набросков до четких линеарных рисунков кистью и пером, часто с элементами светотени и тона (штриховка, растушевка, размывка) и чисто тоновых рисунков кистью, приближающихся к живописи. Рисунки могут быть монохромными, подцвеченными (акварелью, гуашью, пастелью, пандой, фломастерами и т. д.) или многоцветными: акварель, гуашь, пастель, тушь могут служить для создания как рисунка, так и собственно живописных произведений. С эпохи палеолита известны рисунки, гравированные на скалах, на кости (животные, сцены охоты). Графичны, четки древнеегипетские линейные рисунки на папирусах; древнегреческие рисунки на белофонных лекифах, на пластинах замечательны пластичностью, изяществом контура. С 4 в. до н. э. развивается тонкий, каллиграфический рисунок Дальнего Востока. От средневекового европейского искусства дошли архитектурные проектные рисунки и контурные подлинники росписей, икон, рисунки в рукописях. В эпоху Возрождения закладываются теоретические и практические основы методики рисунка; становится системой рисование с натуры. Рисунок вбирает в себя достижения науки (законы светотени, анатомии, перспективы). Наряду с этюдом, эскизом, наброском, анатомической и научно-естественной штудией возникает станковый рисунок с его жанрами (портрет, пейзаж, фигурная композиция). С кон. 16 в. складывается академическая система обучения рисунку (копирование "оригиналов" - рисунков признанных мастеров, затем рисование с гипсовых слепков античных статуй и лишь в заключение - с живой натуры); в противовес этой жесткой системе сложились как свободный, эмоциональный, так и строгий, реалистически точный типы рисунка, а в 19-20 вв. также графичный рисунок, рассчитанный на воспроизведение в печати и остро выразительный, экспрессивный, нарушающий традиционные нормы рисунка художников авангардных направлений.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА. Образована в 1986 г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Учредителем Академии является правительство Российской Федерации. Считается федеральным государственным высшим художественным учебным заведением. В ее составе три факультета - живописи, архитектуры и скульптуры, а также три отделения - искусствоведения, охраны памятников и реставрации. В Академии созданы 10 специализированных кафедр. В 1995/1996 учебном году в ней обучалось около 300 студентов. Ректор Академии - народный худож ник СССР И. С. Глазунов. Среди педагогов - народный художник Российской Федерации А. А, Бичу-ков, профессор Н. К. Голейзовский, а также воспитанники И. С. Глазунова - В. В. Шилов, В. А. Штейн, И. И. Глазунов и др.
РУССКИЙ СТИЛЬ, псевдорусский стиль - в русской архитектуре и декоративном искусстве 18-20 вв. один из исторических стилей; направление, стремившееся освоить и приблизить к современности наследие средневекового русского искусства и зодчества 11-17 вв.