А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  


        
ОБМАНКА (фр. trompe-l'oeil) - иллюзорное воспроизведение живописными, графическими или скульптурными средствами реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры, а не изображения. Обманка получили распространение в западноевропейском искусстве с 16 в. (наиболее ранний пример - натюрморт с изображением убитой куропатки итальянца Якопо де Барбари, 1504). В России обманка получили широкое распространение в 18 - нач. 19 в. (фрукты-муляжи среди настоящих фруктов в вазах на столах при Петре I; фигуры-обманки в садах Петергофа, Кускова; натюрморт с нотами и попугаем Г. Н. Теплова, 1737).


ОБНАЖЁННАЯ НАТУРА (англ. nude model, фр. modele nu, нем. aktmodell) - мужская или женская обнаженная модель, специально позирующая художникам. В классической древности, когда нагота воспринималась как праздничное, торжественное обличие, возникла необходимость в изучении и воссоздании прекрасной натуры (сохранилось имя модели греческого скульптора 4 в. до н. э. Прак-сителя - Фрииа). Художники эпохи Возрождения, потрясенные красотой и величием античного мира, продолжили тему воплощения красоты человека. С 15-16 вв. изображение обнаженной модели стало венцом творчества художника, требующим от него владения композицией, перспективой, пластической анатомией, умением передать в пространстве любой ракурс и сложнейшие движения человека. "Человеческая фигура, - говорил И. В. Гёте, - не может быть понята только при помощи осмотра ее поверхности: надо обнажить ее внутреннее строение, расчленить ее на части, заметить соединения, знать их особенности, изучить их действие и противодействие, усвоить скрытое, постоянное, основу явления, чтобы действительно видеть и подражать тому прекрасному неделимому целому, которое движется перед нашими глазами как живой организм". В течение нескольких столетий поколения учеников рисовали слепки античных статуй и живую модель, удерживая их в своей зрительной памяти: напр., русский художник Алексей Егоров мог по памяти нарисовать множество античных статуй с любой точки зрения. В 1-й пол. 19 в. А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, а в кон. 19 - нач. 20 в. мастерские И. Е. Репина и Д. Н. Кардовского в петербургской Академии художеств, В. А. Серов в Московском училище живописи, ваяния и зодчества воспитали многих мастеров, виртуозно владевших рисованием живой обнаженной натуры. В ходе развития искусства 20 в. педагогическое значение рисования обнаженной натуры сохранилось, так же как интерес художников к изображению обнаженного тела (картины П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. А. Дейиеки, А. А. Пластова, А. А. Мыльникова), но все большее значение приобретает рисование без натуры, по воображению, позволяющее резко усилить экспрессивную интерпретацию человеческого образа.


ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА (англ. inverted perspective, фр. perspective inverse) - условная система приемов построения трехмерного пространства и объемных предметов, заключающаяся в разделении пространства на самостоятельные зоны, в распластывании изображения на плоскости, в совмещении нескольких точек зрения и в увеличении размеров предметов по мере их удаления от переднего плана. Параллельные, уходящие к горизонту линии, которые в центральной (прямой) линейной перспективе изображаются сходящимися, в обратной перспективе- расходящимися. Хотя собственно перспективные элементы в системе обратной перспективы разрознены и не подчинены единой геометрической схеме, обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. В 20 в., с возрождением интереса к символическому типу искусства и к средневековому художественному наследию, воскрешается внимание к традиции обратной перспективе в теории (П. А. Флоренский в России) и художественной практике.


ОБРЕЗНАЯ ГРАВЮРА (нем. holzschnitt, англ. woodcut), - обронная гравюра, продольная гравюра - ксилография, выполняемая на досках продольного распила ножами, стамесками, долотами. Для обрезной гравюры служат мягкие породы дерева (груша, вишня). Обрезная гоавюра известна в Китае с 6-7, в Европе - с 14-15 вв.


ОП-АРТ (англ. ор art, сокр. от optical art - оптическое искусство) - направление в искусстве, сложившееся в 1950-х гг. и получившее широкое распространение в 1960-х гг. Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, "парения" форм достигались введением резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции. Иллюзии струящегося движения, вспышки, последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы возникают в оп-арте автоматически, т. е. провоцируется образ фиктивный, присутствующий только в ощущении зрителя. Направление продолжает техницистскую линию модернизма. Генетически оп-арт связан с геометрической абстракцией. Среди видных представителей: Виктор Вазарели, Бриджит Райли, Хесус Рафаэль Сото, Ричард Анушкевич, Ларри Пунз, Карлос Крус-Диес.


ОРНАМЕНТ (лат. ornamentum - украшение) - узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов (раппортов). Исполняемый средствами живописи, рисунка, скульптуры или декоративных искусств (резьба, роспись, ткачество, вышивка и др.), орнамент служит украшением зданий, сооружений, предметов (утварь, мебель, орудия труда, оружие, ткани, инструменты и т. д.), принадлежащих к сфере декоративно-прикладного искусства, широко применяется в прикладной и книжной графике, плакате и др. Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении целого исторического периода (и даже нескольких периодов) и имеют ярко выраженный национальный характер.


ОСНОВА, основание - материал, на который наносят грунт и красочный слой живописи. Распространенные разновидности основы в станковой картине - дерево (наиболее распространенная основа в античной живописи, в средние века и в Раннем Возрождении), холст (наиболее распространенная основа картин с 16 в.), металл, картон, бумага, стекло, линолеум и пр. Каждый из этих материалов имеет свои особенности и преимущества. Основа специально подготавливается для работы художником, но в некоторых видах живописи основа может употребляться без специальной подготовки.


ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА - три цвета, оптическое смешение которых позволяет получить любой другой цвет. Существуют различные системы основных цветов, находящие применение в живописи, полиграфии, кино- и фототехнике и голографии. Наиболее отвечает естественному цвету система желтого, красного и синего тонов, которые не могут быть получены смешением других красок, но сами служат основой получения любого другого цвета. Желтый, красный и синий вместе с дополнительными цветами образуют спектральные цвета.


ОТЛИВКА - 1) процесс воспроизведения скульптурного оригинала или его гипсовой копии посредством заполнения форм (предварительно снятых с этой модели) жидким затвердевающим веществом (гипс, цемент; расплавленный металл - бронза, чугун и др.). Отливка выполняется специалистами-литейщиками, обычно под наблюдением автора оригинала (см. Литье),
2) точное, полученное методами литья воспроизведение оригинала скульптуры, служащее для экспозиции или установки.


ОТПЕЧАТОК, о т т и с к - лист гравюры, литографии или монотипии как законченное произведение художественной печатной графики (см. Эстамп) либо как след промежуточной стадии в процессе работы над ним. Отпечатки, выполненные художником до окончательного завершения работы над доской или литографическим камнем (для выявления необходимых поправок и дополнений), называются п р о б н ы м и; отпечатки, выполненные на промежуточных стадиях, но имеющие самостоятельное художественное значение, называются состояниями.


ОФОРТ (фр. еаu. forte, букв. - крепкая водка, т. е. азотная кислота; англ. ling, нем. Radierung) - вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. Офорт - способ гравирования и оттиск, полученный этим способом. На полированную пластину (доску из цинка, меди) наносят кислотоупорный лак (грунт), который процарапывается стальной гравировальной иглой до металла в технике штрихового рисунка в соответствии с задуманным изображением. Цинковую пластину помещают в азотную кислоту, медную - в раствор хлорного железа. При травлении в процарапанных местах образуются углубления, которые заполняют краской, затем покрывают штрихам особую бархатистость; многократное травление создает богатую фактуру.


ОФСЕТ (англ. offset) - вид плоской печати: краска с металлической печатной формы переходит под давлением на резиновый цилиндр, а с него на бумагу. Офсет позволяет печатать многокрасочные репродукции большими тиражами.




      
              А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я