А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  


        
НАБРОСОК (англ. sketch, фр. ebauche, нем. Еntwurf) - рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, быстро и бегло исполненные художником. Главное назначение наброска - краткая фиксация отдельных наблюдений или возникших в ходе текущей работы замыслов художника. Набросок может исполняться и без натуры, по памяти. В живописном наброске художник может определять основные цветовые пятна и отношения; в графических набросках бывают запечатлены главные особенности натуры, основные принципы и пропорции будущего произведения или сооружения; скульптурный набросок обычно схватывает общую пластическую идею, движение, выразительные черты модели.


НАИВНОЕ ИСКУССТВО - (англ. naive art, фр. art naif, нем. naive kunst)- одна из областей искусства примитива 18-20 вв., включающая изобразительные виды народного искусства,творчество художников-самоучек (в т. ч. бытовой портрет), а также самодеятельное искусство (живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство, архитектуру): общая черта наивного искусства, - то, что оно развивается в областях, освоенных профессиональным искусством, но сохраняет собственные цели и собственную оригинальную методику.


НАПРАВЛЕНИЕ (англ.trend , фр. direction , нем. richtung ) в искусстве - эстетическая историко-художественная категория, обозначающая принципиальную общность художественных явлений на протяжении длительного времени. В отличие от категории стиля, берущей за основу классификации общность образной системы, средств художественной выразительности, критерии направления носят характер духовный, социальный и относящийся к миру ведущих идей, миросозерцания, эстетических взглядов и принципиального отношения искусства к действительности. Расхождение между стилем и направлением обозначается только со 2-й пол. 18 в. (направление сентиментализма и предромантизма проявляют себя в рамках стиля классицизма); в 19- 20 вв. соотношения между направлением и стилем (напр., между символизмом и стилем модерн) являются сложной проблемой истории искусства. Внутри направлений могут существовать течения.


НАРОДНОЕ ИСКУССТВО (англ. folk art, фр. art populaire , нем. volkskunst ) - тип синтетического искусства, изначально связанный с трудовой деятельностью человека, представляющий одновременно материальную и духовную культуру. Народное искусство в основе имеет мифологическое, поэтическое отношение к миру, характеризуется эпическим переживанием мира, коллективностью творчества, связью с бытом. Народное искусство восходит к синкретизму первобытной культуры, оно развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции, являющейся формо-образующим началом, связывающим современность с прошлым. Эпический характер образа определяется самим типом творчества, коллективным методом работы, основанном на подобности, повторе и вариации. Благодаря этому образная структура народного искусства сохраняет изначальный образ, входящий в синтез с его вариациями и новыми элементами. Синтез заложен в самой образности, в единстве, художественной целостности произведения, в принципах формообразования, где определяющими служат родовая сущность и функция. Синтетичность проявляется также в соединении в одном произведении пластического, живописного, графического, архитектонического начал. Место народного искусства в системе культуры определяется функциями - памятной, обрядовой, родовой, коммуникативной.


НАСЫЩЕННОСТЬ цвета- одно из основных качеств цвета - степень, уровень, сила выражения цветового тона. Насыщенность может быть определена как степень отличия хроматического (см. Хроматизм) цвета от равного ему по светлоте ахроматического. В практике насыщенность выражается количеством пигмента, заключенного в определенном количестве связующего вещества. Насыщенность и его светлота взаимосвязаны: более насыщенный цвет, большая концентрация пигмента вызывают ощущение более темного цвета.


НАТУРА (лат. nature - природа) - предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель. Целиком и прямо исполняются с натуры, как правило, наброски, зарисовки, этюды, но также и портреты, пейзажи, натюрморты частично или полностью пишутся с натуры. При подготовке картины часто соединяются натурные штудии с работой по памяти и по воображению. Тщательное изучение натуры может быть связано с работой в естественных природных условиях (пленэр) или с изображением натурщика в мастерской.


НАТЮРМОРТ (фр. nature morte - мертвая натура; англ. still life, нем. stilleben) - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст. Натюрморт дает разнообразные возможности - от "обманок", иллюзионистически точно воссоздающих предметный мир, до свободного истолкования вещей и наделения их сложным символическим смыслом.
Изображение предметов известно в искусстве античности и средних веков (особенно богат жанр китайской живописи "цветы-птицы"). Но первым собственно натюрмортом в станковой живописи признается картина венецианца Якопо де Барбари (1504). В 17 в. жанр натюрморта переживает расцвет: фламандские мастера - Франс Снейдерс с монументальным размахом и мощью, Ян Фейт с большей глубиной и тонкостью колорита - запечатлели пышное изобилие даров природы, их красочность и пластичность. В 19 веке натюрморт приобрел новый смысл, явившись знаменем для живописцев нескольких поколений, не удовлетворявшихся ролью натюрморта как украшения интерьеров или учебной штудии. Во Франции Оноре Домье внес острый социальный смысл в жанр натюрморта; Эдуар Мане придал натюрморту прозрачностью, воздушность, ощущение изменчивой красоты мира; натюрморты Поля Сезанна замечательны монументальностью и философской значимостью, конструктивностью и синтетичностью художественного языка, выражением материальности мира, точной лепкой формы цветом; в натюрмортах Винсента Ван Гога экспрессия мазка, символичность ярких цветовых пятен делают предельно красноречивыми говорящие, кричащие вещи. В 20 в. открылись новые неисчерпаемые возможности натюрморта. Кубисты Пабло Пикассо и Жорж Брак во Франции, В. Е. Татлин и Л. С. Попова в России сделали предмет главным объектом художественного эксперимента, рассекая его, раскрывая его многоаспектность и геометрическую структуру. Художников русских объединений "Голубая роза" (П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян) и "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, Р. Р. Фальк), таких мастеров, как француз Анри Матисс и итальянец Джордже Моранди, натюрморт привлекал как возможность выразить в окружающих предметах свое понимание мира и собственной личности. В советском искусстве 1930-1950-х гг. натюрморт был отодвинут в тень, но с 1960-х гг. вновь привлек художников возможностью выразить глубоко личное переживание мира и человеческой жизни (Е. А. Малеина, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич, Н. И. Кормашов).


НИМБ (лат. nimbus - облако, туман) - в христианском и буддийском искусстве условное изображение сияния вокруг головы в виде круга, символ святости. В христианской иконографии нимб имеет различия при изображении Бога-отца, Богородицы, ангела.


НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО (англ. non-figurative art), неизобразительное, беспредметное искусство, то же, что абстракционизм.


НЮ (фр. nu- нагой, обнаженный) - жанр изобразительного искусства, посвященный обнаженному преимущественно женскому), художественной интерпретации. Как самостоятельный жанр изображение нагого тела оформилось поздно (окончательно - в 19 в.), но оно было уже известно в Древнем Египте ("Дочери фараона Эхнатона", роспись 14 в. до н. э.); в античной скульптуре, живописи и вазописи оно стало эстетической нормой и воплощением жизненного и художественного идеала (древнегреческие статуи "Афродита Книдская" Праксителя, ок. 350 до н. э" "Афродита Милос-ская", 2 в. до н. э.). В средние века изображение нагого тела, полное чувственной прелести, было распространено в мифологических сценах Юж. и Юго-Вост. Азии, но в Европе оно было строго ограничено немногими сюжетами христианской иконографии ("Адам и Ева" в миниатюрах и скульптуре на порталах соборов - собор в Бамберге, Германия, 1230). В эпоху Возрождения в рамках мифологического и аллегорического жанров нагое женское тело явилось выражением гуманистических идеалов, овеянным философскими и поэтическими ассоциациями (картины Сандро Боттичелли, Джорджоне, Тициана, Антонио Корреджо). В 17- 18 вв. изображение нагого тела начинает приобретать характер самостоятельной задачи, утверждается как штудия натуры (см. Акт) и как одна из основ художественной педагогики (см. Обнаженная натура), Диего Ве-ласкес, Питер Пауэл Рубенс, Рембрандт, Антуан Ватто, Франсиско Гойя создают полные одухотворенности и жизненного обаяния образы женской красоты. В академической живописи и скульптуре 17-19 вв. утверждаются нормы идеализации, основанной на восприятии реальной натуры через призму классического искусства (античной скульптуры, живописи Возрождения), тогда как искусство рококо отдало предпочтение игривой, заманчивой эротике, двусмысленным ситуациям и полураздетым моделям. В 19 в. сложился тип ню салонного искусства - дразнящей чувственность, но недоступной и нереальной красоты; стал складываться и реалистический вариант ню - облик живой, освобожденной от одежд женщины, вначале овеянный романтическим флером экзотики (Эжен Делакруа, Доминик Энгр, К. П. Брюллов), а во 2-й пол. 19 - нач. 20 в. откровенный, современный, погруженный в атмосферу реального бытия (Гюстав Курбе, Эду-ар Мане, Эдгар Дега, Огюст Роден, Огюст Ренуар). Искусство 20 в. знает классический гармоничный тип ню, получающий большую свободу эмоционального выражения (Аристид Майоль, С. Т. Коненков), и экспрессивный, вызывающий, обнажающий трагизм положения человека в мире (Пабло Пикассо, Макс Пехштайн, Михаил Ларионов).




      
              А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я