МАНЬЕРИЗМ (ит. manierismo, от maniera - манера, прием, художественный почерк) - течение в европейском искусстве 16 в. Термин введен в научный обиход В. Вейсбахом (1919), В. Фридлендером (1925) и Н. Певзнером (1925). Первые исследователи М. определили его как антиклассическое течение, сложившееся в Италии около 1520 г. и развивавшееся вплоть до 1590-х гг. Первое поколение маньеристов (Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Россо, Доменико Беккафуми, ученики Рафаэля) пережило глубокий кризис гуманистического ренессансного мировосприятия, что нашло выражение в их драматическом протесте против изобразительных принципов "классического стиля" флорентийско-римского Высокого Возрождения, в поисках новых, часто экстравагантных форм выражения смятенного, раздвоенного, иногда иррационального восприятия мира. В работах теоретиков М. - Дж. Б. Арменини (1587), Дж. П. Ломаццо (1590), Ф. Цуккаро (1607) - основополагающим тезисом, противостоящим ренессансным взглядам на искусство, является положение о "внутренней идее", или "внутреннем рисунке" (источником которых является воображение, личное творческое начало мастера) как основе художественного образа. Внешним выражением этой "внутренней идеи" становится "манера" ("прекрасная манера") как сумма определенных стилистических приемов. В стилевую систему "манеры" входят как "антиклассические" начала - произвольная вытянутость пропорций человеческих фигур, иррациональность пространственных и цветовых отношений, света, сложный, змеевидный ритм, пронизывающий позы, движения, композиционный рисунок, так и канонизация сложных формул движения, почерпнутых у Рафаэля и Микеланджело. В 1540-х гг. в Италии М. превращается в широкое течение, охватившее живопись, скульптуру и архитектуру, утвердившееся преимущественно в центрах придворной культуры. Маньеристическое течение складывается также в искусстве ряда других европейских стран. В то же время М. связан сложными взаимоотношениями с существовавшими в европейской культуре 16 в. мощными пластами ренессансных традиций (венецианское Позднее Возрождение, французское Возрождение); между ними существуют точки соприкосновения - усложненность мировосприятия, особый характер светских придворных черт, употребление сложных формул движения и т. п. Многие современные историки поэтому склонны придавать термину "М." расширительный смысл, распространяя его на значительную часть искусства 16 в. от Понтормо и Пармиджанино до Тинторетто и Эль Греко; А. Хаузер (1965) предложил выделить в истории европейской культуры как отдельный самостоятельный этап время между 1520/1540 и 1590-ми гг., обозначив его термином "М.". В то же время существует и другая точка зрения - рассматривать М. как одно из течений периода Позднего Возрождения.
МАРИНА (ит. marina, от лат. marinus - морской; нем. Seestiick, англ., фр. marine) - морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море. Основное в жанре М. - воплощение морской стихии в том или ином ее проявлении, а также изображение борьбы с ней человека. В качестве самостоятельного жанра М. появилась в Голландии в начале 17в.
Художник, специализирующийся в области М., называется маринистом. Выдающимися маринистами были в Голландии в 17 в. Ян Порселлис, Симон де Влигер, Виллем ван де Велде, во Франции в 18 в. Жозеф Берне, в Англии в 19 в. Уильям Тёрнер, в России в 19 в. - И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов.
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ (англ. oil-painting, фр. peinture a 1'huile, нем. Olmalerei) - разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла (отбеленного льняного, орехового, подсолнечного) в качестве основного связующего вещества, а также на определенных приемах работы с красками. Для М. ж. используются множество разновидностей основы (холст, картон, дерево, металл), многочисленные виды грунта, разнообразные сорта кистей; ее красочный слой может быть тонким и густым, пастозным, прозрачным и плотным, блестящим и матовым, светлым и очень темным, глубоким по тону. Наряду с многослойной живописью (с подмалевком и лессировками) возможна живопись по сырому. В отличие от клеевой живописи, в особенности от гуаши, цвет масляной краски остается после высыхания неизменным. М. ж. может использоваться не только для станковых картин, но и для исполнения панно, а также росписей на известковой штукатурке (хотя их стойкость ниже, чем у фрески). М. ж. свойственны особые возможности непосредственного выражения авторского замысла, настроения, внутренних импульсов; она позволяет создавать самые богатые и тонкие варианты колорита, иллюзию пространства и объема на плоскости. М. ж. присущи гибкость, податливость материала и сравнительная прочность красочного слоя, вместе с тем склонность со временем к почернению, пожелтению и растрескиванию (кракелюр). При длительной работе М. ж. предъявляет сложные технологические требования.
Известная в античном и средневековом искусстве М. ж. широкое распространение получила только с кон. 14 - нач. 15 в. особенно после усовершенствования ее Яном ван Эйком. М. ж. - техника, в которой работает подавляющее большинство художников с 16 в.(в России - с 18 в.). До 19 в. было принято многослойное письмо с систематическим употреблением разжижающих краску лаков и заключительной лакировкой картин. С 19 в. распространяется однослойная живопись - письмо алла прима по грунту или по легкому подмалевку. Возможность изображать явления жизни с исключительной полнотой и выражать наиболее непосредственно духовные побуждения автора обусловила широчайшее распространение М. ж. в современном искусстве.
МАСТЕРСКАЯ (англ. studio, фр. atelier, нем. Werkstatt) - 1) помещение (ателье), предназначенное для работы живописца, скульптора или графика, с необходимым оборудованием (мольберт, скульптурный, печатный станок), стеллажами для хранения работ, специальным (желательно верхним) освещением; 2) класс, состав учеников, занимающихся у одного художника-педагога, так или иначе развивающих в своем искусстве его творческие методы.
МАСТИХИН (ит. mestichino) - инструмент из гибкой стали или рога ./в виде ножа или лопатки с изогнутой " ручкой. Применяется художниками для очистки палитры, для частичного удаления незасохшей краски с картины. Иногда М. употребляется взамен кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком.
МЕЦЕНАТ (лат. Maecenas - имя богатого римского гражданина эпохи Августа, покровителя поэтов) - лицо, обладающее властью и богатством, оказывающее покровительство и материальную поддержку мастерам искусства или к.-л. начинаниям в художественной жизни. Меценатство известно с древности: среди крупных М. - монархи (Людовик XIV, Петр I), князья церкви (папа Юлий II), правители (Козимо и Лоренцо Медичи), банкиры (Фуггеры, Ротшильды). В России дворянское и купеческое меценатство имело большое значение для развития искусства, музеев и художественных промыслов, особенно в кон. 19 - нач. 20 в.: известными М. были в это время П. М. и С. М. Третьяковы, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов, К. М. Тенишева, С. И. и П. И. Щукины, И. А. и М. А. Морозовы. В настоящее время более употребителен термин спонсор, обозначающий как М., так и человека, вкладывающего деньги в искусство и художественную жизнь.
МЕЦЦО-ТИНТО (ит. mezzo-tinto, букв. - полуокрашенный; англ. mezzotint, нем. Schabkunst, schwarze Kunst, фр. gravure d'epargne, maniere noire), черная манера - вид углубленной гравюры на металле. При работе способом М.-т. на равномерно шероховатой поверхности доски (обработанной качалкой и дающей в оттиске сплошной черный тон) выглаживают гладилкой и шабером более светлые места изображения; степень выглаживания соответствует степени высветления тона. Самые светлые места полируют. Художник работает тоновыми пятнами, идя от темного к светлому. Способ М.-т. изобретен в сер. 17 в. Л. Зигеном в Германии; в 18 - нач. 19 в. им часто пользовались для воспроизведения живописи.
МИНИАТЮРА (ит. miniatura, от лат. , minium - киноварь, сурик, которым в древности выделяли заглавные буквы, заставки и первые строки глав в рукописных свитках и кодексах) - произведение изобразительного искусства, отличающееся малым размером и особой тонкостью техники исполнения. Первоначально - иллюстрация рукописи, исполненная от руки, а также инициалы и заставки.
Художественный язык М. во многом связан с ее местом в ансамбле книжного или декоративно-прикладного искусства. М. в первую очередь называется искусство украшения и иллюстрирования рукописных книг. В период расцвета книжной М. - средние века - переписчик нередко был и миниатюристом. Работа над иллюстрированием рукописной книги называется также иллюминированием - в этом термине отражено применение в богато оформленных кодексах листового золота. В странах мусульманского Востока и Индии лист с миниатюрой мог существовать и как самостоятельное произведение, связанное с поэтическими текстами.
Особый раздел М. составляют живописные портреты, появление которых в Европе относится к l6 в. Они были широко распространены, выполняли мемориальные функции и были вытеснены в сер. 19 в. более дешевой и допускающей повторы фотографией. М. на эмали в России представляют иконы 17-19 вв., портреты 18 в. Разновидность М. - живопись на небольших лаковых изделиях (см. Лаки, Русские художественные лаки), пользующихся популярностью и в наши дни. Особой разновидностью является скульптурная М. - полнообъемные или рельефные изображения из кости, металла, твердых пород дерева и камня и т. д. См. Глиптика, Камея, Инталия, Гемма, Нэцкэ.
МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ - техническая разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов (см. Подмалевок, Прописи. Лессировка), разделенных перерывами для полного просыхания краски. М. ж. использует прозрачность масляной живописи для оптического обогащения и усложнения колорита, достижения эффектов глубины и многообразия цвета. До 19 в. М. ж. была единственной полноцветной техникой масляной живописи. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 в, она оказалась вытесненной живописью алла прима.
МОДЕРНИЗМ (фр. modernisme, от , moderne - современный, новейший) - совокупность нереалистических, авангардистских направлений в искусстве 20 в. Термин М. стал особенно популярен в советской эстетике и критике со 2-й пол. 1950-х гг. В это понятие обычно вкладывалась негативная оценка, заострявшая внимание на таких особенностях авангардизма, как отказ от классической традиции, субъективизм, разрушение миметической образности и логики формы, тенденции абсурдизма, культивирования случайностей, размывания границ между искусством и реальностью. Часто М. рассматривался в советской эстетике как прямое шарлатанство. Что вызывало ответную реакцию ряда эстетиков и критиков, рассматривавших авангардизм (или часть его) как особый вариант реализма 20 в.
М. - "другое искусство", построенное на "обратной логике" (сравнительно с традиционным искусством); оно представляет собой сложную духовную структуру, порожденную "обществом отчуждения". Зарождение М. как явления мировой художественной культуры относится к 1860-м гг. - времени появления новых тенденций в европейском искусстве (каркасная конструкция и железобетон в архитектуре, зарождение импрессионизма в живописи и т. д.);
в первые десятилетия 20 в. М. связан с появлением ряда направлений, утверждавших его принципы (фовизм, кубизм, конструктивизм, беспредметное искусство и т. д.); после второй мировой войны эстафету модернистских исканий приняли абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Искусство М. носит программно антиавторитарный, антитрадиционный характер. Важной чертой М. является увлечение формально-пластическими, композиционными и колористическими проблемами художественного творчества, целью которого признается создание принципиально оригинальных произведений, несущих внутреннюю свободу и новизну выразительных средств изобразительного языка. Каждое произведение суверенно: оно является воплощением особого видения и понимания окружающего мира автором.
С кон. 1950-х и особенно в 1960-1980-х гг. в западной, а позже и в отечественной художественной культуре возникают тенденции, противостоящие М., отвергающие его программное утверждение новизны, современности и оригинальности высказывания. См. Постмодернизм.
МОЛЬБЕРТ (от нем. Malbrett, букв. - полка для живописи; англ. easel, фр. chevalet) - деревянный или металлический станок для живописи, на котором укрепляются подрамник с холстом, картон, доска на различной высоте (и часто с различным наклоном). Основные виды М. - складной треножник и стационарный М. на горизонтальной подставке. Легкие раздвижные М.-треножники предназначены для пейзажных этюдов.
МОНОТИПИЯ (от греч. monos - один и typos - отпечаток) - вид печатной графики, в которой краски наносятся от руки на совершенно гладкую поверхность металлической доски; единственный уникальный отпечаток получается под давлением на станке. М. отличается тонкостью цветовых отношений и напоминает акварель. М. применяется также в соединении с офортом.
МУШТАБЕЛЬ (пол. musztabel) - небольшая деревянная палка с шариком на конце. Служит художникам как опора для правой руки при выполнении мелких деталей на картине. М. держат левой рукой, упираясь концом в холст.
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (от лат. monumentum - памятник, от monere - напоминать, внушать, призывать) - род изобразительных и декоративных искусств: термин монументальное искусство стоит в ряду таких морфологических понятий, как станковое и прикладное искусства, и означает принадлежность произведения к тому роду пространственных искусств, которые вместе с архитектурой непосредственно участвуют в формировании постоянной среды, создаваемой людьми для своей жизнедеятельности и тем самым отражающей характер своей эпохи: произведения монументальное искусство служат одновременно формированию как общественного сознания, так и реального окружения людей. Монументальное искусство следует отличать от родственного ему понятия монументальность в искусстве, так как не всякое произведение монументальное искусство обязано обладать качествами монументальности. По своему смыслу понятие монументальное искусство близко таким имеющим хождение терминам, как англ. art in architecture, environmental art, public art и нем. baubezogene. Как обобщающее понятие термин "монументальное искусство" возник только в 19 - нач. 20 в., хотя обозначаемый им род творческой деятельности восходит к древнейшим эпохам в истории человечества. Издавна монументальное искусство существует в конкретных своих проявлениях - архитектурных сооружениях, скульптуре, стенных росписях и т. д. К монументальное искусство относят те виды и жанры пространственных искусств, которые связаны с созданием репрезентативных сооружений или рассчитаны на пространство городских площадей, парков и предрасположены к взаимодействию (синтезу) друг с другом. Наиболее значительные произведения монументальное искусство участвуют в художественном осмыслении мироздания, устанавливая духовное, пространственное и масштабное соотношение с человеком, а в плане философском - со всем окружающим миром. Произведения монументальное искусство в той или иной мере обладают качествами "большой формы", поскольку рассчитаны на восприятие издали и вблизи, не с одной, а с множества точек зрения, не изолированно, а вместе с людьми и всем окружением. Для этого используются такие качества "большой формы", как масштабность и пропорциональность, гармония частей и целого, общая декоративность композиции, ясность ритмического строя, четкость силуэтов, повышенное звучание цвета. Существуют основные принципы, необходимые для всех произведений монументальное искусство: соответствие образного содержания здания, статуи, росписи их функциональному назначению и месту в архитектурном пространстве, соотнесенность произведения с общим ансамблем и одновременно возможность некоторого выделения его из этого окружения. Область современного монументального творчества тяготеет к широкой палитре средств, участвующих в художественном преобразовании среды, - от трагедийных и празднично-репрезентативных до лирически-интимных и декоративных.
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ имени В. И. СУРИКОВА- высшее художественное учебное заведение, преемник Училища живописиб ваяния и зодчестваю Существует с 1939 г., с 1948 г. носит имя В.И. Сурикова. Организован по инициативе группы крупнейших мастеров (И.Э. Грабарь, С.В. Герасимов, Д.Н. Кардовский, Н.М. Чернышев, Д.С. Моор.) И.Э. Грабарь стал первым руководителем института.
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени С. Г. СТРОГАНОВА - один из старейших в России центров подготовки высококвалифицированных мастеров промышленного, монументального, декоративно-прикладного искусства и искусства интерьера. История этого учебного заведения связана с именем русского государственного и военного деятеля, археолога и ценителя искусств графа С. Г. Строганова. Им в 1825 г. основана бесплатная "Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам". В 1843 г. частная школа преобразуется в государственное учебное заведение. С 1860 г. оно становится Строгановским училищем технического рисования. После Октябрьский революции 1917 г. училище было реорганизовано. Оно последовательно входило в состав Государственных свободных художественных мастерских, затем - Вхутемаса и Вхутеина. В 1945 г. решением правительства воссоздается в качестве Московского высшего художественно-промышленного училища (б. строгановского; МХПИ им. С. Г) Строганова с 1993, МХПУ им. С. Г Строганова с 1996).
Существен вклад института в развитие отечественного монументально-декоративного и прикладного искусства. В нем получили фундаментальное образование несколько поколений художников. Учебно-педагогическая и творчески-производственная система подготовки специалистов здесь ориентирована на разностороннюю теоретическую подготовку студентов и овладение ими комплексом практических навыков в условиях самых различных производств. Она способствует разработке и внедрению в производство новых материалов и образцов художественных изделий.
МУЛЬТИ-МЕДИА (от лат. multum- много и media - средства) - обозначение форм и проявлений современного искусства, в которых используются различные средства выражения и коммуникативной техники: элементы пантомимы и хореографии, театрального спектакля, живописи, печатная графика, живая речь и звукозапись, кино, телевидение, компьютерная графика, голография. Многочисленные примеры мульти-медиа дают такие формы и направления, как хэппенинг, перформанс, энвайронмент, видео-арт. В применении смешанных средств выразилось стремление авангардизма к разрушению границ между отдельными видами искусства и способами передачи информации. Это явление нередко обозначается термином интермедиа.
МУЛЯЖ (фр. moulage - слепок) - скульптурный слепок с натуры (или со скульптурного произведения). Муляж выполняются из гипса или синтетических масс, служат копиями скульптуры или декоративных изделий в музейных экспозициях, употребляются как учебные пособия. Эстетика муляж с натуры сыграла видную роль в скульптуре 2-й пол. 20 в. (американские скульпторы Джордж Сигел, Джон де Андреа).
МАРИНА (ит. marina, от лат. marinus - морской; нем. Seestiick, англ., фр. marine) - морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море. Основное в жанре М. - воплощение морской стихии в том или ином ее проявлении, а также изображение борьбы с ней человека. В качестве самостоятельного жанра М. появилась в Голландии в начале 17в.
Художник, специализирующийся в области М., называется маринистом. Выдающимися маринистами были в Голландии в 17 в. Ян Порселлис, Симон де Влигер, Виллем ван де Велде, во Франции в 18 в. Жозеф Берне, в Англии в 19 в. Уильям Тёрнер, в России в 19 в. - И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов.
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ (англ. oil-painting, фр. peinture a 1'huile, нем. Olmalerei) - разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла (отбеленного льняного, орехового, подсолнечного) в качестве основного связующего вещества, а также на определенных приемах работы с красками. Для М. ж. используются множество разновидностей основы (холст, картон, дерево, металл), многочисленные виды грунта, разнообразные сорта кистей; ее красочный слой может быть тонким и густым, пастозным, прозрачным и плотным, блестящим и матовым, светлым и очень темным, глубоким по тону. Наряду с многослойной живописью (с подмалевком и лессировками) возможна живопись по сырому. В отличие от клеевой живописи, в особенности от гуаши, цвет масляной краски остается после высыхания неизменным. М. ж. может использоваться не только для станковых картин, но и для исполнения панно, а также росписей на известковой штукатурке (хотя их стойкость ниже, чем у фрески). М. ж. свойственны особые возможности непосредственного выражения авторского замысла, настроения, внутренних импульсов; она позволяет создавать самые богатые и тонкие варианты колорита, иллюзию пространства и объема на плоскости. М. ж. присущи гибкость, податливость материала и сравнительная прочность красочного слоя, вместе с тем склонность со временем к почернению, пожелтению и растрескиванию (кракелюр). При длительной работе М. ж. предъявляет сложные технологические требования.
Известная в античном и средневековом искусстве М. ж. широкое распространение получила только с кон. 14 - нач. 15 в. особенно после усовершенствования ее Яном ван Эйком. М. ж. - техника, в которой работает подавляющее большинство художников с 16 в.(в России - с 18 в.). До 19 в. было принято многослойное письмо с систематическим употреблением разжижающих краску лаков и заключительной лакировкой картин. С 19 в. распространяется однослойная живопись - письмо алла прима по грунту или по легкому подмалевку. Возможность изображать явления жизни с исключительной полнотой и выражать наиболее непосредственно духовные побуждения автора обусловила широчайшее распространение М. ж. в современном искусстве.
МАСТЕРСКАЯ (англ. studio, фр. atelier, нем. Werkstatt) - 1) помещение (ателье), предназначенное для работы живописца, скульптора или графика, с необходимым оборудованием (мольберт, скульптурный, печатный станок), стеллажами для хранения работ, специальным (желательно верхним) освещением; 2) класс, состав учеников, занимающихся у одного художника-педагога, так или иначе развивающих в своем искусстве его творческие методы.
МАСТИХИН (ит. mestichino) - инструмент из гибкой стали или рога ./в виде ножа или лопатки с изогнутой " ручкой. Применяется художниками для очистки палитры, для частичного удаления незасохшей краски с картины. Иногда М. употребляется взамен кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком.
МЕЦЕНАТ (лат. Maecenas - имя богатого римского гражданина эпохи Августа, покровителя поэтов) - лицо, обладающее властью и богатством, оказывающее покровительство и материальную поддержку мастерам искусства или к.-л. начинаниям в художественной жизни. Меценатство известно с древности: среди крупных М. - монархи (Людовик XIV, Петр I), князья церкви (папа Юлий II), правители (Козимо и Лоренцо Медичи), банкиры (Фуггеры, Ротшильды). В России дворянское и купеческое меценатство имело большое значение для развития искусства, музеев и художественных промыслов, особенно в кон. 19 - нач. 20 в.: известными М. были в это время П. М. и С. М. Третьяковы, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов, К. М. Тенишева, С. И. и П. И. Щукины, И. А. и М. А. Морозовы. В настоящее время более употребителен термин спонсор, обозначающий как М., так и человека, вкладывающего деньги в искусство и художественную жизнь.
МЕЦЦО-ТИНТО (ит. mezzo-tinto, букв. - полуокрашенный; англ. mezzotint, нем. Schabkunst, schwarze Kunst, фр. gravure d'epargne, maniere noire), черная манера - вид углубленной гравюры на металле. При работе способом М.-т. на равномерно шероховатой поверхности доски (обработанной качалкой и дающей в оттиске сплошной черный тон) выглаживают гладилкой и шабером более светлые места изображения; степень выглаживания соответствует степени высветления тона. Самые светлые места полируют. Художник работает тоновыми пятнами, идя от темного к светлому. Способ М.-т. изобретен в сер. 17 в. Л. Зигеном в Германии; в 18 - нач. 19 в. им часто пользовались для воспроизведения живописи.
МИНИАТЮРА (ит. miniatura, от лат. , minium - киноварь, сурик, которым в древности выделяли заглавные буквы, заставки и первые строки глав в рукописных свитках и кодексах) - произведение изобразительного искусства, отличающееся малым размером и особой тонкостью техники исполнения. Первоначально - иллюстрация рукописи, исполненная от руки, а также инициалы и заставки.
Художественный язык М. во многом связан с ее местом в ансамбле книжного или декоративно-прикладного искусства. М. в первую очередь называется искусство украшения и иллюстрирования рукописных книг. В период расцвета книжной М. - средние века - переписчик нередко был и миниатюристом. Работа над иллюстрированием рукописной книги называется также иллюминированием - в этом термине отражено применение в богато оформленных кодексах листового золота. В странах мусульманского Востока и Индии лист с миниатюрой мог существовать и как самостоятельное произведение, связанное с поэтическими текстами.
Особый раздел М. составляют живописные портреты, появление которых в Европе относится к l6 в. Они были широко распространены, выполняли мемориальные функции и были вытеснены в сер. 19 в. более дешевой и допускающей повторы фотографией. М. на эмали в России представляют иконы 17-19 вв., портреты 18 в. Разновидность М. - живопись на небольших лаковых изделиях (см. Лаки, Русские художественные лаки), пользующихся популярностью и в наши дни. Особой разновидностью является скульптурная М. - полнообъемные или рельефные изображения из кости, металла, твердых пород дерева и камня и т. д. См. Глиптика, Камея, Инталия, Гемма, Нэцкэ.
МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ - техническая разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов (см. Подмалевок, Прописи. Лессировка), разделенных перерывами для полного просыхания краски. М. ж. использует прозрачность масляной живописи для оптического обогащения и усложнения колорита, достижения эффектов глубины и многообразия цвета. До 19 в. М. ж. была единственной полноцветной техникой масляной живописи. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 в, она оказалась вытесненной живописью алла прима.
МОДЕРНИЗМ (фр. modernisme, от , moderne - современный, новейший) - совокупность нереалистических, авангардистских направлений в искусстве 20 в. Термин М. стал особенно популярен в советской эстетике и критике со 2-й пол. 1950-х гг. В это понятие обычно вкладывалась негативная оценка, заострявшая внимание на таких особенностях авангардизма, как отказ от классической традиции, субъективизм, разрушение миметической образности и логики формы, тенденции абсурдизма, культивирования случайностей, размывания границ между искусством и реальностью. Часто М. рассматривался в советской эстетике как прямое шарлатанство. Что вызывало ответную реакцию ряда эстетиков и критиков, рассматривавших авангардизм (или часть его) как особый вариант реализма 20 в.
М. - "другое искусство", построенное на "обратной логике" (сравнительно с традиционным искусством); оно представляет собой сложную духовную структуру, порожденную "обществом отчуждения". Зарождение М. как явления мировой художественной культуры относится к 1860-м гг. - времени появления новых тенденций в европейском искусстве (каркасная конструкция и железобетон в архитектуре, зарождение импрессионизма в живописи и т. д.);
в первые десятилетия 20 в. М. связан с появлением ряда направлений, утверждавших его принципы (фовизм, кубизм, конструктивизм, беспредметное искусство и т. д.); после второй мировой войны эстафету модернистских исканий приняли абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Искусство М. носит программно антиавторитарный, антитрадиционный характер. Важной чертой М. является увлечение формально-пластическими, композиционными и колористическими проблемами художественного творчества, целью которого признается создание принципиально оригинальных произведений, несущих внутреннюю свободу и новизну выразительных средств изобразительного языка. Каждое произведение суверенно: оно является воплощением особого видения и понимания окружающего мира автором.
С кон. 1950-х и особенно в 1960-1980-х гг. в западной, а позже и в отечественной художественной культуре возникают тенденции, противостоящие М., отвергающие его программное утверждение новизны, современности и оригинальности высказывания. См. Постмодернизм.
МОЛЬБЕРТ (от нем. Malbrett, букв. - полка для живописи; англ. easel, фр. chevalet) - деревянный или металлический станок для живописи, на котором укрепляются подрамник с холстом, картон, доска на различной высоте (и часто с различным наклоном). Основные виды М. - складной треножник и стационарный М. на горизонтальной подставке. Легкие раздвижные М.-треножники предназначены для пейзажных этюдов.
МОНОТИПИЯ (от греч. monos - один и typos - отпечаток) - вид печатной графики, в которой краски наносятся от руки на совершенно гладкую поверхность металлической доски; единственный уникальный отпечаток получается под давлением на станке. М. отличается тонкостью цветовых отношений и напоминает акварель. М. применяется также в соединении с офортом.
МУШТАБЕЛЬ (пол. musztabel) - небольшая деревянная палка с шариком на конце. Служит художникам как опора для правой руки при выполнении мелких деталей на картине. М. держат левой рукой, упираясь концом в холст.
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (от лат. monumentum - памятник, от monere - напоминать, внушать, призывать) - род изобразительных и декоративных искусств: термин монументальное искусство стоит в ряду таких морфологических понятий, как станковое и прикладное искусства, и означает принадлежность произведения к тому роду пространственных искусств, которые вместе с архитектурой непосредственно участвуют в формировании постоянной среды, создаваемой людьми для своей жизнедеятельности и тем самым отражающей характер своей эпохи: произведения монументальное искусство служат одновременно формированию как общественного сознания, так и реального окружения людей. Монументальное искусство следует отличать от родственного ему понятия монументальность в искусстве, так как не всякое произведение монументальное искусство обязано обладать качествами монументальности. По своему смыслу понятие монументальное искусство близко таким имеющим хождение терминам, как англ. art in architecture, environmental art, public art и нем. baubezogene. Как обобщающее понятие термин "монументальное искусство" возник только в 19 - нач. 20 в., хотя обозначаемый им род творческой деятельности восходит к древнейшим эпохам в истории человечества. Издавна монументальное искусство существует в конкретных своих проявлениях - архитектурных сооружениях, скульптуре, стенных росписях и т. д. К монументальное искусство относят те виды и жанры пространственных искусств, которые связаны с созданием репрезентативных сооружений или рассчитаны на пространство городских площадей, парков и предрасположены к взаимодействию (синтезу) друг с другом. Наиболее значительные произведения монументальное искусство участвуют в художественном осмыслении мироздания, устанавливая духовное, пространственное и масштабное соотношение с человеком, а в плане философском - со всем окружающим миром. Произведения монументальное искусство в той или иной мере обладают качествами "большой формы", поскольку рассчитаны на восприятие издали и вблизи, не с одной, а с множества точек зрения, не изолированно, а вместе с людьми и всем окружением. Для этого используются такие качества "большой формы", как масштабность и пропорциональность, гармония частей и целого, общая декоративность композиции, ясность ритмического строя, четкость силуэтов, повышенное звучание цвета. Существуют основные принципы, необходимые для всех произведений монументальное искусство: соответствие образного содержания здания, статуи, росписи их функциональному назначению и месту в архитектурном пространстве, соотнесенность произведения с общим ансамблем и одновременно возможность некоторого выделения его из этого окружения. Область современного монументального творчества тяготеет к широкой палитре средств, участвующих в художественном преобразовании среды, - от трагедийных и празднично-репрезентативных до лирически-интимных и декоративных.
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ имени В. И. СУРИКОВА- высшее художественное учебное заведение, преемник Училища живописиб ваяния и зодчестваю Существует с 1939 г., с 1948 г. носит имя В.И. Сурикова. Организован по инициативе группы крупнейших мастеров (И.Э. Грабарь, С.В. Герасимов, Д.Н. Кардовский, Н.М. Чернышев, Д.С. Моор.) И.Э. Грабарь стал первым руководителем института.
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени С. Г. СТРОГАНОВА - один из старейших в России центров подготовки высококвалифицированных мастеров промышленного, монументального, декоративно-прикладного искусства и искусства интерьера. История этого учебного заведения связана с именем русского государственного и военного деятеля, археолога и ценителя искусств графа С. Г. Строганова. Им в 1825 г. основана бесплатная "Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам". В 1843 г. частная школа преобразуется в государственное учебное заведение. С 1860 г. оно становится Строгановским училищем технического рисования. После Октябрьский революции 1917 г. училище было реорганизовано. Оно последовательно входило в состав Государственных свободных художественных мастерских, затем - Вхутемаса и Вхутеина. В 1945 г. решением правительства воссоздается в качестве Московского высшего художественно-промышленного училища (б. строгановского; МХПИ им. С. Г) Строганова с 1993, МХПУ им. С. Г Строганова с 1996).
Существен вклад института в развитие отечественного монументально-декоративного и прикладного искусства. В нем получили фундаментальное образование несколько поколений художников. Учебно-педагогическая и творчески-производственная система подготовки специалистов здесь ориентирована на разностороннюю теоретическую подготовку студентов и овладение ими комплексом практических навыков в условиях самых различных производств. Она способствует разработке и внедрению в производство новых материалов и образцов художественных изделий.
МУЛЬТИ-МЕДИА (от лат. multum- много и media - средства) - обозначение форм и проявлений современного искусства, в которых используются различные средства выражения и коммуникативной техники: элементы пантомимы и хореографии, театрального спектакля, живописи, печатная графика, живая речь и звукозапись, кино, телевидение, компьютерная графика, голография. Многочисленные примеры мульти-медиа дают такие формы и направления, как хэппенинг, перформанс, энвайронмент, видео-арт. В применении смешанных средств выразилось стремление авангардизма к разрушению границ между отдельными видами искусства и способами передачи информации. Это явление нередко обозначается термином интермедиа.
МУЛЯЖ (фр. moulage - слепок) - скульптурный слепок с натуры (или со скульптурного произведения). Муляж выполняются из гипса или синтетических масс, служат копиями скульптуры или декоративных изделий в музейных экспозициях, употребляются как учебные пособия. Эстетика муляж с натуры сыграла видную роль в скульптуре 2-й пол. 20 в. (американские скульпторы Джордж Сигел, Джон де Андреа).