А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  


        
ЛАК (англ. varnish, фр. vernis, нем. Pirnis) - 1) в технике масляной живописи раствор бесцветных природных смол (даммара, мастике, сандарак) в высыхающих растительных маслах, спирте, скипидаре и других растворителях, служащий для различных целей на разных этапах работы художника: покровные Л. придают краскам равномерный блеск, образуют защитный слой на красочной поверхности, поэтому до 2-й пол. 19 в. покрытие картин Л. было обычным завершением работы над картиной; Л. для ретуши служат для устранения жухлости; Л. вводятся в состав масляных красок, используются для покрытия грунта и т. д.;
2) в технике гравюры, с травлением - кислотоупорный слой (воск, асфальт, канифоль и др.), которым покрывают металлическую доску перед началом работы художника. Состав Л. различен в зависимости от техники и целей гравера (напр., при работе мягким лаком в Л, добавляется жир);
3) защитный и декоративный слой на изделиях декоративно-прикладного искусства из дерева, папье-маше, металла. Для многих подобных изделий лаковое покрытие является важнейшим средством художественной выразительности (см. Лаки);
4) самостоятельный художественный материал: натуральный Л. (сок лакового дерева) используется в странах Дальнего Востока для резьбы и живописи (вплоть до лаковых картин вьетнамских живописцев). В живописи 20 в. распространены краски на основе Л. (нитролаки, акриловые Л.).


ЛЕВКАС (греч. leukos - белый) - многослойный грунт, приготовлявшийся в русской средневековой иконной живописи из мелового или гипсового (алебастрового) порошка в смеси с клеем животного происхождения (мездровым, рыбьим и др.), в стенной темперной живописи - из гашеной извести с наполнителями (песком, толченым кирпичом, дробленым известняком, мелко нарубленным льняным волокном). Л. - плотный и твердый, как и те основания, на которые он наносится. Тщательно заглаживаемая поверхность Л. и его белый цвет (у настенного Л. - желтоватый) хорошо подходят для работы прозрачными слоями красок; в прикладном искусстве Л. - грунт на деревянных изделиях под окраску и позолоту.


ЛЕССИРОВКА (нем. Lasierung, букв. - покрытие глазурью) - прием живописной техники: нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх просохшего плотного слоя. Л. позволяет изменить, усилить или ослабить цветовые тона, достигнуть легкости и звучности тона, обогатить колорит, придать ему большее единство и гармонию. Л. обычно заканчивалось в 16-19 вв. исполнение картины; в 20 в. значение Л. сохраняется в направлениях живописи, ориентирующихся на классическую традицию.


ЛИТОГРАФИЯ (от греч. lithos - камень и grapho - пишу, рисую) - вид тиражной графики, способ плоской печати: оттиски (литографии) выполняются переносом краски под давлением с плоской поверхности камня (плотный известняк) или с заменяющей его металлической пластинки (цинк, алюминий). Л. художник исполняет, рисуя на камне жирным литографическим карандашом (по зернистой поверхности) или специальной жирной тушью (кистью и пером по гладкой, чисто отшлифованной поверхности). После травления камня кислотой (воздействующей на не покрытую жиром поверхность) рисунок смывают; взамен валиком наносится на увлажненный камень типографская краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Печатают Л. на специальном станке. Существует много разновидностей литографской техники (хромолитография, выскребание, размыв-ка, гравюра на камне). Нередко оригинал Л. исполняется не на камне, а на переводной бумаге - корнпапире. Л. присущи большая свобода авторского исполнения, разнообразие художественных средств при большой точности воспроизведения, сравнительная простота техники, многотиражность и дешевизна.
Изобретенная в 1796-1798 гг. в Германии А. Зенефельдером, Л. стала во 2-й четв. 19 в. популярной художественной техникой. В 19- 20 вв. она сыграла важную роль в развитии карикатуры (в т. ч. политической сатиры), иллюстрации, плаката, прикладной графики. Выдающиеся мастера художественной Л. в 19 в.: Эжен Делакруа, Оноре Домье, Поль Гаварни, Анри де Тулуз-Лотрек во Франции, А. О. Орловский, И. С. Щедровский, В. Ф. Тимм в России; в 20 в. - Пабло Пикассо во Франции, немецкие экспрессионисты, в России К. Ф. Богаевский, П. В. Кузнецов, М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. И. Рудаков,М. С. Родионов, Г. С. Верейский, Е. И. Чарушин,


ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ (от фр. 1оса1 - местный) - в живописи основной и неизменный цвет, характеризующий окраску самого предмета. Окраска предмета может быть передана однородными цветовыми пятнами, которые варьируются по светосиле, но лишены важнейших цветовых оттенков, возникающих под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов. Но и в живописной системе, которая требует точной передачи изменчивого освещения и среды, возникает необходимость точно и выразительно показать Л. ц. предмета при всех сложнейших закономерных его изменениях. В истории искусства с древности существуют многие живописные системы, основанные на последовательном применении Л. ц.
Неизменяемый Л. ц. был господствующим в живописи на ранних этапах древневосточного и античного искусства. Выразительное и гармоничное сопоставление пятен Л. ц. использовалось во многие периоды истории искусства (особенно в средневековых росписях, витражах, миниатюрах), с эпохи Возрождения устанавливаются сложные взаимоотношения между направлениями, тяготеющими к постоянным, зачастую наделенным традиционным символическим значением, акцентам Л. ц., и другими, стремящимися запечатлеть сложность и изменчивость цвета, его связь со светотенью и средой. Многие направления искусства кон. 19 и 20 в. возрождают интерес к Л. ц. либо ради его символического смысла (синтетизм), либо ради наиболее строгих и отчетливых цветовых построений (Анри Матисс, Фернан Леже), либо для сближения живописи с броской расцветкой современных машин (в США Стюарт Дейвис, Чарлз Шилер).




      
              А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я