А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  


        
КАРТИНА (англ. picture, painting, canvas, фр. tableau, toile, нем. Bild, Gemalde), холст, полотно - законченное станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для сосредоточенного восприятия, более или менее изолирующегося от окружения. В отличие от этюда и эскиза К. - завершенное произведение и последовательно воплощает авторский замысел, в отличие от монументальной живописи, декоративной росписи, миниатюры, панно К. представляет собой замкнутый мир, не подчиненный к.-л. ансамблю, рассчитанный на обособленное внимание зрителя.
Тем не менее в истории живописи не раз возникает К. как элемент функционального или декоративного комплекса, из которого позже высвобождается (портреты в погребальных комплексах эллинистического Египта; К. в алтарях 14-16 вв.; К. в сложном обрамлении, декорирующие церковные и дворцовые интерьеры 17-18 вв.; сплошная "шпалерная" развеска К. во дворцах этого времени).
На основу К. (холст, деревянная или металлическая доска, фанера, картон, прессованная плита, пластик, бумага, шелк и т. д.) наносятся грунт и красочный слой. Европейский тип К. требует рамы, отделяющей мир живописи от окружающего мира, и обычно также подрамника, составляющего жесткую конструкцию вместе с холстом. Дальневосточный тип К. сохраняет традиционную форму свободно висящего развернутого свитка (горизонтального или вертикального).
К., возникшая в классической древности и с 14-15 вв. вновь утвердившаяся в европейском (с рубежа 17-18 вв. в русском) искусстве, стала наиболее разработанной и сложной (и вместе с тем наиболее популярной) формой изобразительного искусства с наиболее богатыми возможностями. К. крупнейших живописцев - вершины искусства, отразившие высший уровень развития эстетических идеалов, философских и общественных воззрений, понимания и образного воплощения мира, композиционных, колористических и иных выразительных средств. Самые сложные и глубокие замыслы, отражение многообразных аспектов жизни, представлений и верований требуют и особых методов подготовки картины (эскиз, этюд, штудия), а также последовательной работы над ней. Известны К., создававшиеся длительное (иногда много лет) время. К., ставшие общественным событием, К., отразившие коренные проблемы исторической и духовной жизни, воплотившие идеалы, вошедшие в сознание человечества (напр., "Сикстинская мадонна" Рафаэля, 1515-1519; "Явление Христа народу" А. А. Иванова, 1837-1857; триптих П. Д. Корина "Александр Невский", 1942- 1943; картина А. А. Пластова "Фашист пролетел", 1942).


КАРТОН (фр. carton) - 1) вспомогательный рисунок, точно воспроизводящий задуманную композицию или ее деталь и выполненный в размере будущего произведения. К. завершается подготовительная работа художника над шпалерой, стенной росписью (реже картиной); распространенные в практике художников Возрождения К. были популярны у живописцев академической школы;
2) наряду с бумагой и холстом материал для графики и живописи.


КЕРАМИКА (греч. keramike - гон-' чарное искусство, от keramos - глина; англ. ceramics, фр. ceramique, нем. Keramik) - изделия и материалы из глин и их смесей с неорганическими соединениями, закрепленные обжигом. Слово происходит от названия предместья Афин, где работали гончары.
Художественная К. составляет обширную область декоративно-прикладного искусства и монументально-декоративного искусства; пластические свойства глин и богатство керамического декора позволяют создавать разнообразную утварь, скульптуру, панно, вазы, игрушки, украшения и другие керамические изделия. В архитектуре важную роль играют керамические строительные и декоративные материалы: кирпич, черепица, изразцы, плитки, архитектурные детали. Основные технологические виды К. - гончарные изделия. терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор.
К. -древнейший искусственный материал, широко распространенный уже в эпохи неолита и энеолита (утварь с росписью, рельефными, гравированными узорами, фигурки людей и животных); в эпоху бронзы в древнейших государствах появились гончарный круг, парадная глазурованная посуда, архитектурная К., различные виды росписи. Античная эпоха выработала классические типы терракотовых сосудов (с богатейшей вазописью), статуэток, декоративных архитектурных деталей. В Китае, где в 4-5 вв. изготовлялся фаянс высокого качества, в 6-7 вв. появился фарфор, позже проникший в Корею и Японию. В странах Ближнего и Среднего Востока в средние века достигли расцвета архитектурный декор (узорная кирпичная кладка, майоликовые плитки и мозаика) и производство утвари с росписью (в т. ч. К., покрытой люстрам). Замечательные фигурные сосуды в 7-15 вв. были созданы в Древней Америке.
В Европе подъем керамического искусства наступает в эпоху Возрождения (итальянская красочная майолика, французский фаянс); в 17- 18 вв. знаменит фаянс голландского г. Делфта, в 18 в. в Германии И. Ф. Бётгером изобретен европейский фарфор (ок. 1709), в Европе возникают фарфоровые заводы (Майс-сен. Севр, Вена), в Англии совершенствуется производство фаянса. В России, где керамическое производство существовало с 10 в., в 16-17 вв. процветало производство рельефных и поливных изразцов, в 18 в. выпускалась майоликовая посуда и ок. 1747 г. Д. И. Виноградовым изобретен русский фарфор; наряду с заводским производством фарфора и фаянса (Императорский фарфоровый завод в Петербурге, основан в 1744 г.;
Дмитровский фарфоровый завод, основан Ф. Я. Гарднером в 1766 г. в Вербилках под Москвой; Дулевский фарфоровый завод, основан в 1832 г.;
фаянсовый завод А. Я. Ауэрбаха, основан в 1809 г., ныне Конаковский завод), достигшим в 18 - нач. 19 вв. высокого подъема, возникали и развивались в 19 - нач. 20 вв. народные промыслы домашней утвари и мелкой пластики (Гжель, Скопин), игрушки (Дымково). В кон. 19-20 в. к К. обращаются крупные художественные центры (Абрамцево в России, Баухауз в Германии), архитекторы и художники (Пабло Пикассо, Фернан Леже во Франции, Антонио Гауди в Испании, М. А. Врубель, К, А. Сомов, С. В, Чехонин, В. А. Фаворский, В. И. Мухина в России). Развитие получили как уникальная авторская К., так и многие виды архитектурной, парковой, фонтанной, бытовой К.


КЛАССИЦИЗМ (фр. classicisme, англ. classicism, нем. Klassizismus) - художественное направление и стиль европейского искусства 17-нач. 19 в., возникшие в эпоху сложения в Европе мощных централизованных национальных монархий. Признавая высшим образцом античное искусство и опираясь также на традиции Высокого Возрождения, искусство К. отражало идеи гармонического устройства общества (основанного на вечных и незыблемых законах разума), подчинения индивидуальности интересам нации, государства и признание всепобеждающего сознания долга главной добродетелью гражданина. Конфликты идеала и реальности, чувства и разума, чувства и долга, личности и общества свидетельствуют о сложности, внутренней напряженности искусства К., утратившего естественную гармонию культуры Возрождения. Следует различать разные по своей социальной и культурной природе: 1) К. 17 в., сложившийся вместе с укреплением французского абсолютистского государства, и 2) К. 2-й пол. 18 в. (неоклассицизм), сформировавшийся в эпоху подготовки французской революции 1789 г.
К. 17 в. свойственны нормативность эстетики, возвышенная отвлеченность художественных идеалов, идеализированные образы природы и человека, зачастую отказ от передачи индивидуального и бытового во имя величия и героики; художественным формам К. присущи строгая уравновешенность, четкость, пластическая ясность и гармоничность. Выдающимися художниками К. 17 в. были: в живописи - Никола Пуссен, Клод Лоррен, Шарль Лебрен; в архитектуре - Клод Перро, создатели дворцово-паркового ансамбля в Версале Жюль Ардуэн-Мансар и Андре Ленотр.
К. 2-й пол. 18 в., крупнейшим представителем которого был живописец Жак Луи Давид, обращался к гражданственным, республиканским идеям античности, к образам мужественных борцов против тирании, утверждал в искусстве права человека, его мир чувств и переживаний. В архитектуре (Жак Анж Габриель, Никола Леду) восторжествовали логичность и простота композиции, навеянной античными образцами. Поздний К. эпохи наполеоновской империи (ампир) приобретает черты парадности и пышности, выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве 1-й четв. 19 в. (Шарль Персье, Пьер Фонтен).
Своеобразный и блестящий вариант К. 2-й пол. 18 - нач. 19 в. был создан в России в архитектурных ансамблях и сооружениях В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Джакомо Кваренги, А. Д. Захарова, К. И. Росси, А. И. Воронихина, в скульптуре М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса. В русской живописи К. проявился наиболее ярко в творчестве А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, в ранних картинах А; А. Иванова, в поздней портретной живописи В. Л. Боровиковского, в пейзажах Ф. М. Матвеева.


КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (от лат. classicus - образцовый) - искусство Древней Греции и Древнего Рима времени их расцвета, а также искусство европейского Возрождения и классицизма, непосредственно опиравшееся на античные традиции. В более широком представлении - высшие достижения эпох расцвета искусства и культуры разных народов, проявляющиеся в различных, подчас далеких от античности, стилистических формах (напр., искусство Древнего Египта, искусство готики 13 в., европейского модерна 1890-х гг. и т. д.). Классическим называют любое произведение искусства, сохранившее до нашего времени значение совершенного художественного образца.


КОЛЛАЖ - (фр. collage - приклеивание, наклейка) - распространенная в искусстве 20 в. техника создания картины, графического произведения, состоящая в применении различных наклеек из плоских (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей) или объемных (куски проволоки, дерева, веревок, металла) материалов. К. был введен Пабло Пикассо и Жоржем Браком, которые с 1912 г. систематически его использовали. К. - характерная особенность живописи синтетического кубизма. К этой технике обращались также футуристы (Карло Карра, Джино Северини), дадаисты (Курт Швиттерс, Ханс Арп), художники русского авангарда (А. В. Лентулов, П. П. Кончаловский, О. В. Розанова). В дальнейшем сфера К. расширяется, сливаясь с такими формами, как энвайронмент, ассамблаж, аккумуляция. Эстетика К. - это эстетика фрагмента реальности, включенного в контекст живописи и наделенного в ней новым изобразительным или символическим смыслом.


КОЛОРИТ (ит. colorito, от лат. color - краска, цвет) - система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. К. - одно из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи, цветной графике, во многих произведениях декоративного искусства, существенный компонент художественного образа, вызывающий ответные эмоции зрителей. Характер К. является своеобразным истолкованием цветового богатства мира и определяется эпохой, стилем, индивидуальностью художника, особенностями его цветового видения, общим замыслом произведения. К. может быть теплым (в основном красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые, фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым. Большую роль в этом играет освещение, в т. ч. его цвет. Есть системы К., основанные на локальном цвете, его самоценном, зачастую символическом значении, и системы, основанные на стремлении к полноте и верности цветовой картины мира - пространства, света и тени, материальности предмета в его соотношении со средой: для этой цели служат тон, рефлекс, валер, единство К. и светотени. Верность К. достигается строго определенной взаимосвязью ансамбля произведения и всех отдельных цветовых тонов, осмыслением и обобщением цветовой системы (см. Отношения) соответственно идее, замыслу, настроению произведения, законам гармонии, дополнения и контраста цветов, особенностям вида искусства, материалу и функции произведений. См. также Полихромия, Гамма, Тональность, Цвет.


КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. constructio - построение) - направление в советском искусстве 1920-х гг., ; возникшее перед революцией 1917 г. в рамках поздней "конструктивной" стадии стиля модерн. С 1921 г., когда была создана рабочая группа конструктивистов (А. М. Ган, К. К. Медунецкий, А. М. Родченко, В. ф. Степанова, В. А. и Г. А. Стен-берги), К. активно проявился в архитектуре, дизайне, в оформительском и театральном искусстве, в живописи и графике, искусстве книги и плакате, в архитектурной и художественной теории. В первые годы советской власти К. формируется в тесном взаимодействии творчества архитекторов и дизайнеров с левыми течениями в изобразительном искусстве (супрематизм, кубизм, футуризм). Формально-эстетические поиски К. С. Малевича, В. Е. Татлина, Л. М. Лисицкого, А. М. Родченко возникли на стыке живописи, архитектуры и дизайна.
Приверженцы К. стремились к революционному переустройству жизни, конструированию среды общественного бытия, выдвинув лозунг производственного искусства и внедрения его в жизнь и быт, провозгласили новые эстетические идеалы простоты, демократичности, утилитарной целесообразности предметного мира. Преклоняясь перед возможностями новой техники, конструктивисты изучали и пропагандировали эстетические особенности таких материалов, как металл, стекло, бетон, дерево.
Принципы функциональности, современности, лаконичной выразительности предмета, удобства его для массового машинного производства, сформулированные теоретиками производственного искусства (О. М. Брик, А. М. Ган, Н. М. Тарабукин), дали толчок развитию дизайна - художественного конструирования нового типа мебели (А. М. Родченко, братья В. А., Л. А., А. А. Веснины), арматуры, посуды (А. М. Родченко, А. М. Ган), создания новых тканей (В. Ф. Степанова, Л. С. Попова), рабочей одежды (В. Е. Татлин, В. Ф. Степанова). К. сыграл большую роль в развитии плаката (фотомонтажи братьев В. А. и Г. А. Стенбергов, Г. Г. Клуциса), конструирования книги (работы А. М. Гана и Л. М. Лисицкого). Театральные постановки конструктивистов - это "станки" для работы актеров (конструкции А. А. Веснина, Л. С. Поповой, В. Ф. Степановой для постановок В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова). Идеи К. были воплощены в графике и живописи 1920-х гг. представителями творческого объединения ОСТ (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов).
Творческие концепции К. в архитектуре утверждали функциональность, конструктивность, технологическую целесообразность архитектурной формы. Эти принципы были реализованы в теории и практике братьев Весниных, М. Я. Гинзбурга, К. С. Мельникова, И. А. Голосова, И. И. Леонидова, А. С. Никольского. В 1925 г. была создана творческая организация ОСА, представители которой разрабатывали функциональный метод проектирования зданий и градостроительных комплексов, внедряли новые принципы планировки и переустройства поселков, городов, промышленных объектов, рабочих поселков, общественных и культурных сооружений (дворцы труда, дома Советов, дома-коммуны, рабочие клубы, фабрики-кухни). Если в первых сооружениях конструктивистов преобладал массив стен, то к нач. 1930-х гг. стекло стало заменять стены, крыши сооружались плоскими, асимметричная композиция зданий развертывалась по горизонтали. Общественное признание получили многие сооружения конструктивистов: дом К. С. Мельникова в Москве (1927-1929); постройки братьев Весниных - Дворец культуры ЗИЛ в Москве (1930-1934) и Днепрогэс (1932); драматический театр в Ростове-на-Дону (1930-1935, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх). На рубеже 1920-1930-х гг. наметился разрыв между творческими идеями К. и возможностями их реализации, что вело к засилью однообразных упрощенных построек и изделий. Постепенно оживлялись течения в архитектуре и декоративном искусстве, которые ориентировались на использование наследия прошлого. Функционализм и сугубая утилитарность архитектуры К. подвергались жестокой критике. К сер. 1930-х гг. К. уступает место неотрадиционализму ("пролетарской классике").
Идеи К., вызревавшие в предреволюционных направлениях русского авангарда, несли черты социальной утопии: тотальное художественное проектирование новой среды мыслилось как революция в общественном бытии и сознании людей. Сходные направления проявились в культуре Германии, Нидерландов, Польши, Чехословакии. В западной литературе понятие К. приобрело широкий смысл: в него включаются все проявления эстетики техницизма: геометрическая абстракция, оп-арт, кинетическое искусство, минимальное искусство.


КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (от лат. conceptus - мысль, представление), концептуализм - одно из направлений в искусстве авангарда, возникшее в 1960-х гг. Особенность К. и. состоит в принципиальном отказе от воплощения идеи в материале, т. е. в сведении искусства исключительно к феноменам сознания (принцип "искусства в голове"). К. и. отвергает традиционные формы изобразительности и художественной выразительности как "отвлекающие" от восприятия и понимания предложенной художником идеи. Концептуалистские объекты существуют в виде набросков, письменно или устно изложенных проектов, коротких фраз или пространных текстов. При этом материальные средства выполняют роль лишь возбудителя представлений; предметом созерцания является мысленная форма. В соответствии с теорией концептуалистов, искусство замещается идеей искусства, т. е. сводится к процедуре его самоопределения внутри того или иного контекста. "Предложения" К. и. имеют характер формальных тавтологий и не могут относиться к какой-либо реальности за их пределами. Концептуалисты чаще всего оперировали различными коммуникативными средствами: печатный или рукописный текст, аудио- и видеозапись, фотография, киносъемка, ксерокопирование. Художники-Концептуалисты осваивают знаковые системы, внедряются в поисках форм фиксации идеи в нехудожественные сферы (оперирование формулами, использование таблиц, чертежей, включение текстовых элементов и т. п.). Творческие проявления К. и. многообразны и включают создание объектов, проведение художественных акций и пр. Теория К. и. складывалась род влиянием идей лингвистической философии, логического позитивизма, новейших школ языкознания и психологии. Наиболее влиятельное объединение концептуалистов - английская группа "Искусство - язык", Издававшая журнал под тем же названием. В нее входили Терри Эткинсон, Майкл Болдуин, Дейвид Бейнбридж, Гарольд Харрел, американец Джозеф Кошут. Другие видные представители К. и.: Айен Берн, Мел Рэмсден, Дуглас Хьюблер, Роберт Барри, Лес Левин, Сол Левит, Ян Дибетс, Ханс Хааке.
В Советском Союзе К. и. возникло как часть художественного андеграунда. в противовес официально разрешенному традиционному искусству. Группы "Сретенский бульвар", "Коллективные действия", "Гнездо" и др. (1960-1970-е гг.) практиковали проведение акций и создание эзотерических концептуальных текстов. Принципы и основные способы реализации художественной идеи К. и. повлияли на возникновение соц-арта, в эстетике которого сложно переплетались политические намеки и отвлеченные информационные и лингвистические теории. Однако в соц-арте весьма значительна была ироническая тенденция, подвергавшая каждое внешне серьезное творческое явление разрушительной рефлексии- и в этом различие путей К. и. и соц-арта, а также связанных с ним "постконцептуалистских" тенденций (творчество групп "Чемпионы мира", "Клуб авангардистов", "Медицинская герменевтика").


КОПИРОВАНИЕ (нем. Kopieren) - получение и тиражирование копий скульптурного, живописного, графического или иного оригинала с большей или меньшей точностью, в том же или другом материале, с изменением или без изменения масштаба. Повторение художественных произведений, выполняется ли оно в целях учебных, педагогических, экспозиционных и т. д., требует не только профессионального мастерства, но и специальных навыков К. Во многих случаях при выполнении технических подсобных работ, при К. чертежей используются различные традиционные или новейшие способы. К ручным методам относятся: прокалывание в бумаге линий рисунка - способ, известный уже мастерам иконы и фрески (см. Припорох)', продавливание рисунка в бумаге (тоже старинный способ, см. Графья), теперь исполняемое с помощью копировальной бумаги; перевод просвечивающего изображения на прозрачную пленку, кальку, пергамент, плюр, перерисовка на просвет с помощью стекла, за которым находится источник света; перерисовка по клеточкам, позволяющая изменять масштаб изображения; более надежное К. с изменением масштаба выполняется пантографом или световой проекцией. Разнообразные технические методы включают светокопировальные устройства, фотографические методы, электронную множительную технику, топографию.


КОРПОРАТИВНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ - собрание произведений современного искусства, собственником которого является корпорация, ассоциация, фонд или банк. Транснациональные компании заинтересованы в создании имиджа покровителей искусств. Так, постмодернистская живопись, графика, дизайн, фотография, которые входят в К. к. ряда американских фирм, оказали огромное влияние на формирование образа деловой Америки. Крупными К. к. в США и Европе обладают "Дойче банк", "Эксон" и др. В нач. 1990-х гг. в России коллекции произведений изобразительного искусства стали комплектоваться на базе крупнейших банков и корпораций.


КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ (от лат. corpus - тело), пастозная живопись - письмо плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски, имеющим рельефную фактуру (в отличие от тонкослойной, просвечивающей, полупрозрачной живописи, см. Лессировка), гл. обр. в масляной живописи, технике темперы и гуаши.


КРАКЕЛЮР (фр. craquelure) - трещины красочного слоя в произведениях живописи на холсте, а также на фарфоре и эмали. К. появляется после исполнения картин в результате различий в коэффициенте расширения красочного слоя, в процессе высыхания и испарения разбавителей, а также в высохших картинах от резких перепадов температур, влажности, повышенной сухости, ударов и других механических воздействий.


КСИЛОГРАФИЯ (от греч. xylon - дерево и grapho - пишу, рисую) - гравюра на дереве. К. - один из наиболее распространенных видов гравюры: печатная форма (клише) оттискивается способом высокой печати - с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, не проникающей в углубления, вырезанные между элементами изображения. Существуют два вида К.: обрезная (обронная, нем. Hoizschnitt, англ. woodcut) и торцовая (нем. Hoizstich, англ. wood engraving). Обрезная К. выполняется на досках продольного распила из мягких пород дерева (груша, на Дальнем Востоке - вишня): линии и пятна рисунка обрезаются ножами и стамесками, а в промежутках дерево выбирается долотом. Обрезной К. присущи обобщенность рисунка, контрасты белого и черного, повышенное эмоциональное звучание и яркая графичность оттиска. Торцовая К. выполняется на досках поперечного распила из твердых пород дерева (пальма, самшит): штихелями прорезаются тонкие штрихи, выходящие в оттиске белыми; комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности {тоновая гравюра), репродуцировать живопись и тональный рисунок. Обрезная К. появилась в Китае (упоминается с 6 в.): иллюстрации, альбомы, лубки. С 17 в. в Японии создавались иллюстрированные книги, календари, поздравительные карточки, светские эстампы (знаменитые мастера 17-19 вв. - Китагава Утамаро, Тёсюсай Сяраку, Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ). К. в Европе издавна служила для иллюстрирования печатных книг, гравирования лубков, игральных карт, эстампов; появилась на рубеже 14-15 вв. в Германии, Чехии, Австрии. Крупнейшим мастером К. был Альбрехт Дюрер в Германии. В 16 в. получила развитие в Италии и Германии цветная К. (къяроскуро); в России, Белоруссии и на Украине появилась книжная К., связанная с деятельностью Франциска Скорины, Ивана Федорова, Петра Мстиславца. В европейском искусстве 18-19 вв. роль К. падает, однако техника торцовой К., изобретенная в 1780-х гг. англичанином Томасом Бьюиком, дает ей второе дыхание и возможность использования для иллюстраций.
На рубеже 19-20 вв. возрастает интерес к традициям К. в связи с зарождением стиля модерн (Уильям Моррис в Англии, Поль Гоген во Франции); сложился изящный декоративный стиль эстампа, иллюстрации, виньетки (Феликс Валлоттон в Швейцарии, Уильям Николсон и Гордон Крэг в Англии, А. П. Остроумова-Лебедева, В. Д. Фалилеев в России). В 20 в. для многих мастеров К. характерны публицистичность, экспрессия, контрастность пятен, обращение к традициям народной К. (Франс Мазереель в Бельгии, Кете Кольвиц в Германии, Рокуэлл Кент в США). Особенно напряженная, резкая контрастность отличает К. близких к экспрессионизму мастеров (Эдвард Мунк в Норвегии, Эмиль Ноль-де в Германии, Тадеуш Кулисевич в Польше). В России в советский период крупные мастера К. - П. А. Шиллинговский, Н. Н. Купреянов, А. И. Кравченко, В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, Н. И. Пискарев, А. Д. Гончаров, М. И. Пиков, Ф. Д. Константинов. Своеобразные школы сложились на Украине (В. И. Касиян), в Литве (Йонас Кузминскис).




      
              А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я