ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (англ. figurative art, фр. art figura-tif, нем. bildende Kunst) - раздел пластических искусств, возникших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: таковы живопись, скульптура, графика. Черты изобразительности могут быть в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, их произведения пространственны и воспринимаются зрением, но их только условно иногда относят к И. и.
В основе И. и. лежит целостный образ предметного мира, в том числе самого человека. Хотя И. и. так или иначе воспроизводит визуально наблюдаемые, объективно существующие качества реального мира (объем, цвет, пространство, формы предметов и световоздушную среду), оно не является фиксацией непосредственного зрительного восприятия. Художник создает художественный образ даже тогда, когда он только точно воспроизводит главные черты оригинала. Созидание является в И. и. непременным условием воспроизведения действительности, мимезиса, Поскольку созидающая сила И. и. является одной из разновидностей бесконечной творческой мощи самой действительности, то в произведениях И. и. природа получает возможность созерцать саму себя.
В отличие от других видов искусств (литературы, музыки, театра, кино) И. и. является по преимуществу искусством пространственным и потому ограничено в своей возможности воспроизведения времени и связанного с ним временного развития действия. Тем не менее И. и. тоже способно воспроизводить временное развитие событий присущими ему средствами. Выход за границы специфики И. и. влечет за собой ослабление творческой силы, впадение в литературность, некое подобие монтажа, свойственного кино, и т. д.
Воссоздавая прекрасное, драматическое или трагическое мгновение жизни, И. и. ближе к идеалу живой реальности или, говоря словами Дидро, сердцу природы. Изображение посредством чувственного облика вещей и самого человека зримых черт эпохи раскрывает внутреннюю природу явлений, духовную жизнь отдельных людей и времени в целом. Однако содержание И. и. качественно отлично от иллюстрации политических, философских, религиозных, эстетических и этических идей. Художественная идея произведений И. и. адекватно может быть передана только присущими ему изобразительными средствами.
К свойственным И. и. художественным средствам относятся рисунок, цвет, пластика, светотень. В различных видах И. и. эти художественные средства применяются в разной степени и разном соотношении.
ИКОНОГРАФИЯ (от греч. eikon - изображение и grapho - пишу, описываю) - система вариантов изображения определенного персонажа, лица, события, трактовки сюжета. В древности и в средние века на основе магических представлений и религиозных воззрений сложились строго определенные иконографические каноны, которым художники скрупулезно следовали, по возможности не допуская своеволия. Создавались специальные руководства типа иконописных подлинников (в странах византийского круга), где содержались нормативные схемы изображения лиц и событий сакральной истории. Отношения между канонической, сверхличной программой и личным творчеством в сфере И. (где и прежде допускались многочисленные неканонические дополнения) становятся несравненно более свободными с эпохи Возрождения, когда художники зачастую начинают выступать как полноправные творцы сюжетов собственных произведений. Однако до сих пор И. остается непреложной частью художественного процесса, определяя темы и символы, характерные для различных религиозных, философских и политических мировоззрений и групп.
И. называют также раздел искусствознания, изучающий темы, символы и сюжеты искусства, рассматриваемые отдельно (но не изолированно) от истории стиля и средств художественного выражения.
Под И. в более узком смысле понимают также совокупность изображений исторического лица, составляющее важную часть его документированной биографии.
ИМПРЕССИОНИЗМ (фр. impressionnisme, от impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. И. зародился в 1860-х гг.: Эдуар Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега внесли во французскую живопись свежесть и непосредственность наблюдения жизни, изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций и движений, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-1880-х гг. сформировался И. во французском пейзаже: Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей впервые выработали последовательную систему пленэра - работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, неограниченного богатства красок природы, растворения объемных форм в среде, вибрации света и воздуха. Этому способствовала колористическая реформа - разложение сложных тонов на чистые цвета солнечного спектра (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), что порождало вместе с цветными тенями и рефлексами беспримерно светлую, трепетную живопись. Аналогичное движение к быстроте взгляда, передаче изменчивости световоз-душной среды совершалось в других странах (Джеймс Уистлер в Англии и США, Макс Либерман, Ловис Ко-ринт в Германии, Хоакин Соролья в Испании, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь в России); интерес И. к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (Огюст Роден во Франции, Медардо Россо в Италии, П. П. Трубецкой в России). Распространение принципов И. в мире сопровождалось пересмотром его композиционных колористических принципов, нарастанием черт зыбкости, неустойчивости восприятия мира и усилением декоративности композиции.
ИНКРУСТАЦИЯ (лат. incrustatio, от incrusto - покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором) - украшение изделий и зданий (фасада, интерьера) врезанными вгладь изображениями или орнаментом из камня, дерева, металла, керамики, перламутра, выполненными из другого материала, обычно более ценного и отличающегося по фактуре и цвету. Возникла в Древнем Египте. И. деревом по дереву именуется интарсией, И. металлом по дереву или металлу - насечкой.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ (англ. installation - установка) - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой или визуальной информации. И. - форма, широко распространенная в современном искусстве. Ее основоположниками были дадаист Марсель Дюшан, а также сюрреалисты. В 1960-1970-х гг. И. создавали многие художники авангарда: Роберт Раушенберг, Джим Дайн, Гюнтер Юккер, Йозеф Бойс, Яннис Кунеллис, Илья Кабаков. Создавая неординарные сочетания тривиальных вещей, художник выявляет в них те смысловые значения и чувственные качества, которые остаются скрытыми от обыденного восприятия. Становясь элементом художественного замысла, вещь освобождается от своей утилитарной функции, одновременно приобретая функцию символическую. Эстетическое содержание И. - в смысловых трансформациях, игре значений, возникающих в результате преобразования окружающей среды и смены контекстов.
ИНСТИТУТ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ имени И. Е. РЕПИНА в Санкт-Пе тербурге (Санкт-Петербургский Государственный Академический) - первое высшее художественное учебное заведение в России. Ведет начало от Императорской Академии художеств, которая с момента возникновения совмещала функции общенационального центра художественного творчества и профессионального художественного образования. Здесь формировалась национальная педагогическая система, основанная на принципах реалистического мастерства. Художественные классы, впоследствии объединившиеся в Высшее художественное училище, испытали на себе проявление сменявших друг друга этапов творческого энтузиазма, динамичного развития, а также застойных и кризисных явлений.
В 1918 г. вместо Высшего художественного училища учреждены Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. Становление новой художественной школы шло в обстановке непрекращавшейся полемики и борьбы различных творческих направлений. При этом негативную роль сыграли волюнтаристские приемы государственных органов. Ставилась под сомнение необходимость систематического художественного образования. В результате преобразования мастерских во Вхутеин были ликвидированы архитектурный факультет и станковое отделение живописного факультета. Ведущие педагоги академии отстранялись от работы.
В 1931 г. восстановлена традиционная структура Академии художеств. В ее составе был создан Институт живописи, скульптуры и архитектуры. Его возглавил скульптор А. Т. Матвеев. Основой художественного образования, как и прежде, стали рисунок и законы композиции. Снова возникли индивидуальные мастерские во главе с такими известными мастерами, как И. И. Бродский, Б. В. Иогансон, А. Т. Матвеев, А. А. Осмеркин, М. Г. Манизер, П. А. Шиллинговский, Л. В. Руднев, С. С. Серафимов, Р. Р. Френц, В. В. Лишев, В. Б. Пинчук, И. Я. Билибин.
В 1937 г. открылся факультет истории и теории искусств. В 1944 г. институту присвоено имя И. Е. Репина. С 1942 по 1944 г. институт находился в эвакуации, вначале в Самарканде, затем в Подмосковье.
Среди выпускников института - Ю. М. Непринцев, А. И. Лактионов, Е. Е. Моисеенко, А. А. Мыльников, М. К. Аникушин, Б. С. Угаров, П. Т. Фомин, С. Б. Сперанский, Н. В. Томский, В. М. Орешников, Е. А. Кибрик, В. А. Серов.
В 1995 г. на факультетах живописи, графики, архитектуры, скульптуры, театрально-декорационном и искусствоведческом обучалось более 1200 студентов. Среди 160 педагогов института такие известные мастера, как А. А. Мыльников, М. К. Аникушин, П. Т. Фомин, Ю. М. Непринцев, Б. А. Пленкин, В. А. Ветрогонский, А. В. Жук и др.
Институт оказывает существенную помощь в профессиональной подготовке национальных кадров художников и архитекторов бывших союзных республик; здесь обучаются представители многих государств.
В основе И. и. лежит целостный образ предметного мира, в том числе самого человека. Хотя И. и. так или иначе воспроизводит визуально наблюдаемые, объективно существующие качества реального мира (объем, цвет, пространство, формы предметов и световоздушную среду), оно не является фиксацией непосредственного зрительного восприятия. Художник создает художественный образ даже тогда, когда он только точно воспроизводит главные черты оригинала. Созидание является в И. и. непременным условием воспроизведения действительности, мимезиса, Поскольку созидающая сила И. и. является одной из разновидностей бесконечной творческой мощи самой действительности, то в произведениях И. и. природа получает возможность созерцать саму себя.
В отличие от других видов искусств (литературы, музыки, театра, кино) И. и. является по преимуществу искусством пространственным и потому ограничено в своей возможности воспроизведения времени и связанного с ним временного развития действия. Тем не менее И. и. тоже способно воспроизводить временное развитие событий присущими ему средствами. Выход за границы специфики И. и. влечет за собой ослабление творческой силы, впадение в литературность, некое подобие монтажа, свойственного кино, и т. д.
Воссоздавая прекрасное, драматическое или трагическое мгновение жизни, И. и. ближе к идеалу живой реальности или, говоря словами Дидро, сердцу природы. Изображение посредством чувственного облика вещей и самого человека зримых черт эпохи раскрывает внутреннюю природу явлений, духовную жизнь отдельных людей и времени в целом. Однако содержание И. и. качественно отлично от иллюстрации политических, философских, религиозных, эстетических и этических идей. Художественная идея произведений И. и. адекватно может быть передана только присущими ему изобразительными средствами.
К свойственным И. и. художественным средствам относятся рисунок, цвет, пластика, светотень. В различных видах И. и. эти художественные средства применяются в разной степени и разном соотношении.
ИКОНОГРАФИЯ (от греч. eikon - изображение и grapho - пишу, описываю) - система вариантов изображения определенного персонажа, лица, события, трактовки сюжета. В древности и в средние века на основе магических представлений и религиозных воззрений сложились строго определенные иконографические каноны, которым художники скрупулезно следовали, по возможности не допуская своеволия. Создавались специальные руководства типа иконописных подлинников (в странах византийского круга), где содержались нормативные схемы изображения лиц и событий сакральной истории. Отношения между канонической, сверхличной программой и личным творчеством в сфере И. (где и прежде допускались многочисленные неканонические дополнения) становятся несравненно более свободными с эпохи Возрождения, когда художники зачастую начинают выступать как полноправные творцы сюжетов собственных произведений. Однако до сих пор И. остается непреложной частью художественного процесса, определяя темы и символы, характерные для различных религиозных, философских и политических мировоззрений и групп.
И. называют также раздел искусствознания, изучающий темы, символы и сюжеты искусства, рассматриваемые отдельно (но не изолированно) от истории стиля и средств художественного выражения.
Под И. в более узком смысле понимают также совокупность изображений исторического лица, составляющее важную часть его документированной биографии.
ИМПРЕССИОНИЗМ (фр. impressionnisme, от impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. И. зародился в 1860-х гг.: Эдуар Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега внесли во французскую живопись свежесть и непосредственность наблюдения жизни, изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций и движений, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-1880-х гг. сформировался И. во французском пейзаже: Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей впервые выработали последовательную систему пленэра - работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, неограниченного богатства красок природы, растворения объемных форм в среде, вибрации света и воздуха. Этому способствовала колористическая реформа - разложение сложных тонов на чистые цвета солнечного спектра (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), что порождало вместе с цветными тенями и рефлексами беспримерно светлую, трепетную живопись. Аналогичное движение к быстроте взгляда, передаче изменчивости световоз-душной среды совершалось в других странах (Джеймс Уистлер в Англии и США, Макс Либерман, Ловис Ко-ринт в Германии, Хоакин Соролья в Испании, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь в России); интерес И. к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (Огюст Роден во Франции, Медардо Россо в Италии, П. П. Трубецкой в России). Распространение принципов И. в мире сопровождалось пересмотром его композиционных колористических принципов, нарастанием черт зыбкости, неустойчивости восприятия мира и усилением декоративности композиции.
ИНКРУСТАЦИЯ (лат. incrustatio, от incrusto - покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором) - украшение изделий и зданий (фасада, интерьера) врезанными вгладь изображениями или орнаментом из камня, дерева, металла, керамики, перламутра, выполненными из другого материала, обычно более ценного и отличающегося по фактуре и цвету. Возникла в Древнем Египте. И. деревом по дереву именуется интарсией, И. металлом по дереву или металлу - насечкой.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ (англ. installation - установка) - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой или визуальной информации. И. - форма, широко распространенная в современном искусстве. Ее основоположниками были дадаист Марсель Дюшан, а также сюрреалисты. В 1960-1970-х гг. И. создавали многие художники авангарда: Роберт Раушенберг, Джим Дайн, Гюнтер Юккер, Йозеф Бойс, Яннис Кунеллис, Илья Кабаков. Создавая неординарные сочетания тривиальных вещей, художник выявляет в них те смысловые значения и чувственные качества, которые остаются скрытыми от обыденного восприятия. Становясь элементом художественного замысла, вещь освобождается от своей утилитарной функции, одновременно приобретая функцию символическую. Эстетическое содержание И. - в смысловых трансформациях, игре значений, возникающих в результате преобразования окружающей среды и смены контекстов.
ИНСТИТУТ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ имени И. Е. РЕПИНА в Санкт-Пе тербурге (Санкт-Петербургский Государственный Академический) - первое высшее художественное учебное заведение в России. Ведет начало от Императорской Академии художеств, которая с момента возникновения совмещала функции общенационального центра художественного творчества и профессионального художественного образования. Здесь формировалась национальная педагогическая система, основанная на принципах реалистического мастерства. Художественные классы, впоследствии объединившиеся в Высшее художественное училище, испытали на себе проявление сменявших друг друга этапов творческого энтузиазма, динамичного развития, а также застойных и кризисных явлений.
В 1918 г. вместо Высшего художественного училища учреждены Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. Становление новой художественной школы шло в обстановке непрекращавшейся полемики и борьбы различных творческих направлений. При этом негативную роль сыграли волюнтаристские приемы государственных органов. Ставилась под сомнение необходимость систематического художественного образования. В результате преобразования мастерских во Вхутеин были ликвидированы архитектурный факультет и станковое отделение живописного факультета. Ведущие педагоги академии отстранялись от работы.
В 1931 г. восстановлена традиционная структура Академии художеств. В ее составе был создан Институт живописи, скульптуры и архитектуры. Его возглавил скульптор А. Т. Матвеев. Основой художественного образования, как и прежде, стали рисунок и законы композиции. Снова возникли индивидуальные мастерские во главе с такими известными мастерами, как И. И. Бродский, Б. В. Иогансон, А. Т. Матвеев, А. А. Осмеркин, М. Г. Манизер, П. А. Шиллинговский, Л. В. Руднев, С. С. Серафимов, Р. Р. Френц, В. В. Лишев, В. Б. Пинчук, И. Я. Билибин.
В 1937 г. открылся факультет истории и теории искусств. В 1944 г. институту присвоено имя И. Е. Репина. С 1942 по 1944 г. институт находился в эвакуации, вначале в Самарканде, затем в Подмосковье.
Среди выпускников института - Ю. М. Непринцев, А. И. Лактионов, Е. Е. Моисеенко, А. А. Мыльников, М. К. Аникушин, Б. С. Угаров, П. Т. Фомин, С. Б. Сперанский, Н. В. Томский, В. М. Орешников, Е. А. Кибрик, В. А. Серов.
В 1995 г. на факультетах живописи, графики, архитектуры, скульптуры, театрально-декорационном и искусствоведческом обучалось более 1200 студентов. Среди 160 педагогов института такие известные мастера, как А. А. Мыльников, М. К. Аникушин, П. Т. Фомин, Ю. М. Непринцев, Б. А. Пленкин, В. А. Ветрогонский, А. В. Жук и др.
Институт оказывает существенную помощь в профессиональной подготовке национальных кадров художников и архитекторов бывших союзных республик; здесь обучаются представители многих государств.