ХАЙ-ТЕК (high tech, сокр. от англ. high technology - высокая технология) - одно из направлений новейшей западной архитектуры: стремится к эстетическому освоению различных инновационных научных и промышленных разработок. В произведениях представителей хай-тека демонстрируются высокие качества легких сплавов, пластиков, новых композитных материалов; цветом и полировкой металлов подчеркиваются ассоциации с образцами новейшей (в т. ч. космической) техники. Для хай-тека характерны объемы, напоминающие сборные производственные модули, "рабочие навесы", "контейнеры" и другие типы инженерных сооружений. Трубопроводы, пучки кабелей и тому подобные системы внутреннего обеспечения зданий играют роль архитектурных элементов. По существу своих устремлений хай-тек продолжает линию техницизма, во многом определившую поэтику "современной архитектуры". В 1960- 1970-х гг. эту линию развивало направление проектной футурологии (английская группа "Аркигрэм", японские приверженцы метаболизма и др.), в среде которого сформировались основные черты архитектуры хай-тека. Наиболее известным, хотя и спорным с эстетической точки зрения, сооружением такого рода явился Национальный центр искусств им. Жоржа Помпиду в Париже (архитекторы Р. Пиано, Р. Роджерс, 1977). В дальнейшем в работах Н. Фостера, Р. Роджерса и других архитекторов раскрылись впечатляющие возможности стиля хай-тек.
ХОЛСТ, полотно - в живописи основа из прочной ткани, преимущественно в загрунтованном виде. Xолст называют и самую ткань (льняную, пеньковую, джутовую и др.), если она предназначается для живописи. Словами "холст", "полотно" (в переносном значении) называют произведение живописи, картину.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК (англ. art market, нем. Kunstmarkt), а р т-р ы н о к - система культурных и экономических отношений, определяющих конкретную денежную стоимость произведений искусства; сфера товарного обмена. В художественно-экономическом отношении художественный рынок подразумевает сферу предложения и спроса на произведения искусства и специфические виды услуг, связанные с обслуживанием этого рынка (напр., экспертиза).
Xудожественный рынок можно рассматривать в мировом масштабе (мировой художественный рынок), в масштабе страны (национальный художественный рынок) и ее отдельных регионов; свои особенности ценообразования присущи местным художественным рынкам, скажем, московскому, петербургскому, парижскому. Существуют особые центры, где происходят регулярные продажи (Лондон, Токио, Киев). Xудожественный рынок не существует независимо от мировой экономики. Его тенденции, взлеты и падения определяются динамикой региональной и мировой экономики; подъем производства способствует подъему художественного рынка и наоборот.
Ориентирами при ценообразовании на художественном рынке являются прецеденты продаж произведений конкретных авторов, цены, устанавливаемые, как правило, на аукционах или других публичных продажах. Мировые цены имеют универсальное значение только на произведения художников, признанных классиками мирового искусства и высоко ценимых повсеместно (напр., Леонардо да Винчи, Винсент ван Гог, К. С. Малевич, М. 3. Шагал). Во всех случаях цены на те или иные произведения определяются модой и конъюнктурой региональных рынков. Так, популярность и высокие цены в России на картины В. М. Васнецова или В. И. Сурикова лишь косвенно могут влиять на стоимость этих картин в Зап. Европе. По объемам продаж ведущими международными рынками искусства считаются лондонский и нью-йоркский. Различаются художественные рынки современного и несовременного искусства (т. е. антиквариата и старого искусства), "белый" и "черный" рынки (т. е. торговля произведениями искусства официально, через галереи и магазины с оформлением сделки, и неофициально, путем совершения сделки частным образом, без соответствующей регистрации). Существуют рынки искусства, интересующего преимущественно музеи или ориентированного на частных собирателей. Организационная структура художественного рынка определяется специализированными фирмами по торговле, рекламе, пропаганде и экспертизе произведений искусства (аукционы, галереи, салоны, магазины, ярмарки, дилерские агентства и пр.). См. также Атрибуция, Дилер, Индекс, Посредничество.
ХЭППЕНИНГ (англ. happening - случающееся, происходящее) - разновидность акционизма, наиболее распространенная в авангардистском искусстве 1960-1970-х гг. Xэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, его инициаторами. Действие чаще всего разыгрывается непосредственно в городской среде или на природе; в него вовлекается и публика, реагирующая на происходящее. Xэппенинг возник в кон. 1950-х гг. как форма "тотального театра". В дальнейшем организацией хэппенинга чаще занимались художники. Они рассматривали эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции. Поэтому для хэппенинга характерны "абстрактность", парадоксальность действия, отсутствие в нем четкого плана и тем более сюжета. В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к уничтожению границ между специфическими областями художественного творчества, к слиянию искусства с течением самой жизни. При этом намеренно алогичное действие отвергает все связи и последовательность, присущие реальной действительности, и, т. о., создает в ней игровое поле, пространство свободы. Подвижные проницаемые границы между пространством хэппенинга и пространством реальности создают возможность для перетекания смыслов, спонтанного возникновения ассоциативных связей и символических толкований. Принцип "жизни наоборот" раскрывает качество абсурда в привычном порядке вещей, в суждениях здравого смысла и общественных установлениях. Некоторые хэппенинги имели сознательную социально-критическую направленность: их приемы использовались в политических демонстрациях, в различных манифестациях антимилитаристских, экологических, феминистских и других либеральных движений. Видными организаторами хэппенинга были Джон Кейдж, Ал-лен Кэпроу, Клаас Олденбург, Джим Дайн, Эл Хэнсен, Роберт Уитмен, Вольф Фостель.
ХОЛСТ, полотно - в живописи основа из прочной ткани, преимущественно в загрунтованном виде. Xолст называют и самую ткань (льняную, пеньковую, джутовую и др.), если она предназначается для живописи. Словами "холст", "полотно" (в переносном значении) называют произведение живописи, картину.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК (англ. art market, нем. Kunstmarkt), а р т-р ы н о к - система культурных и экономических отношений, определяющих конкретную денежную стоимость произведений искусства; сфера товарного обмена. В художественно-экономическом отношении художественный рынок подразумевает сферу предложения и спроса на произведения искусства и специфические виды услуг, связанные с обслуживанием этого рынка (напр., экспертиза).
Xудожественный рынок можно рассматривать в мировом масштабе (мировой художественный рынок), в масштабе страны (национальный художественный рынок) и ее отдельных регионов; свои особенности ценообразования присущи местным художественным рынкам, скажем, московскому, петербургскому, парижскому. Существуют особые центры, где происходят регулярные продажи (Лондон, Токио, Киев). Xудожественный рынок не существует независимо от мировой экономики. Его тенденции, взлеты и падения определяются динамикой региональной и мировой экономики; подъем производства способствует подъему художественного рынка и наоборот.
Ориентирами при ценообразовании на художественном рынке являются прецеденты продаж произведений конкретных авторов, цены, устанавливаемые, как правило, на аукционах или других публичных продажах. Мировые цены имеют универсальное значение только на произведения художников, признанных классиками мирового искусства и высоко ценимых повсеместно (напр., Леонардо да Винчи, Винсент ван Гог, К. С. Малевич, М. 3. Шагал). Во всех случаях цены на те или иные произведения определяются модой и конъюнктурой региональных рынков. Так, популярность и высокие цены в России на картины В. М. Васнецова или В. И. Сурикова лишь косвенно могут влиять на стоимость этих картин в Зап. Европе. По объемам продаж ведущими международными рынками искусства считаются лондонский и нью-йоркский. Различаются художественные рынки современного и несовременного искусства (т. е. антиквариата и старого искусства), "белый" и "черный" рынки (т. е. торговля произведениями искусства официально, через галереи и магазины с оформлением сделки, и неофициально, путем совершения сделки частным образом, без соответствующей регистрации). Существуют рынки искусства, интересующего преимущественно музеи или ориентированного на частных собирателей. Организационная структура художественного рынка определяется специализированными фирмами по торговле, рекламе, пропаганде и экспертизе произведений искусства (аукционы, галереи, салоны, магазины, ярмарки, дилерские агентства и пр.). См. также Атрибуция, Дилер, Индекс, Посредничество.
ХЭППЕНИНГ (англ. happening - случающееся, происходящее) - разновидность акционизма, наиболее распространенная в авангардистском искусстве 1960-1970-х гг. Xэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, его инициаторами. Действие чаще всего разыгрывается непосредственно в городской среде или на природе; в него вовлекается и публика, реагирующая на происходящее. Xэппенинг возник в кон. 1950-х гг. как форма "тотального театра". В дальнейшем организацией хэппенинга чаще занимались художники. Они рассматривали эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции. Поэтому для хэппенинга характерны "абстрактность", парадоксальность действия, отсутствие в нем четкого плана и тем более сюжета. В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к уничтожению границ между специфическими областями художественного творчества, к слиянию искусства с течением самой жизни. При этом намеренно алогичное действие отвергает все связи и последовательность, присущие реальной действительности, и, т. о., создает в ней игровое поле, пространство свободы. Подвижные проницаемые границы между пространством хэппенинга и пространством реальности создают возможность для перетекания смыслов, спонтанного возникновения ассоциативных связей и символических толкований. Принцип "жизни наоборот" раскрывает качество абсурда в привычном порядке вещей, в суждениях здравого смысла и общественных установлениях. Некоторые хэппенинги имели сознательную социально-критическую направленность: их приемы использовались в политических демонстрациях, в различных манифестациях антимилитаристских, экологических, феминистских и других либеральных движений. Видными организаторами хэппенинга были Джон Кейдж, Ал-лен Кэпроу, Клаас Олденбург, Джим Дайн, Эл Хэнсен, Роберт Уитмен, Вольф Фостель.