А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  


        
ГАЛЕРЕЯ (ит. galleria) 1) специально устроенное помещение для обозрения произведений искусства; 2) государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства. В зависимости от статуса и поставленных задач может вести коммерческую деятельность. В ряде случаев - синоним музея (Третьяковская Г.; Г. Тейт в Лондоне).
В России большинство частных Г. было закрыто после 1917 г. Галерейное движение возобновилось в сер. 1980-х гг., когда современное советское и российское искусство стало повсеместно модным и ассоциировалось с перестройкой. Первые галереи ("M'APC", "Первая галерея") организовывались в основном художниками и искусствоведами и имели форму кооперативов. Позднее в галерейный бизнес стал вливаться крупный капитал, и появились акционерные общества и товарищества.
Главное отличие частной коммерческой Г. от магазинов и художественных салонов заключается в отношении к предмету деятельности, который в случае галерейной продажи выступает как искусство-товар, в то время как в обычной торговле произведение искусства рассматривается как обычный товар - тиражируемый предмет продажи, не обладающий особой спецификой. Галереи составляют костяк, скелет художественного рынка, олицетворяют собой высший уровень организации арт-бизнеса, требующей от галериста большого профессионализма и квалификации. В Г., в отличие от обычной торговли, работают профессионалы-искусствоведы.
Коммерческие Г., как правило, имеют четко сформулированные концепции деятельности и либо работают по принципу постоянной тематической выставки-продажи, либо устраивают продолжительные тематические выставочные проекты, не меняя экспозиции в течение всего срока и отдавая проданные вещи только после окончания выставки. В основе концепции заложена, как правило, галерейная специализация, профиль в мире старого или современного искусства (напр., русский авангард, фотография, архитектурный проект, антикварная мебель, ковры, старая живопись, концептуализм, наивное искусство, объект и т. д.).
Особой разновидностью Г. является аукционная Г., т. е. регулярно устраивающая наряду с выставками еще и аукционы своих коллекций.
Галерейное движение в России находилось на подъеме в нач. 1990-х гг. Число участников регулярно проводимой Московской международной художественной ярмарки "Арт-Миф" постоянно растет. В 1991 г. образована Ассоциация московских галерей.


ГАЛЕРИСТ (от англ. gallery - галерея) - профессионал-искусствовед, владелец или сотрудник коммерческой художественной галереи, организующий постоянные или временные коллекции, выставки и продажи определенных видов произведений искусства, ведающий их экспертизой, атрибуцией, рекламой, популяризацией и т. д.


ГЛАДИЛКА, гладильник, полировка, воронило - 1) стальной инструмент в виде стержня с полированными концами в форме конуса и лопатки, или овальными в сечении, широко применяемый в технике углубленной гравюры, особенно в меццо-тинто. Служит для выглаживания шероховатостей металлической доски в местах, отвечающих в оттиске светлым частям изображения; 2) Г. в виде лопатки - инструмент, используемый при устранении дефектов в изготовленной форме перед ее сборкой и отливкой скульптуры.


ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ - один их трех основных видов печати, полиграфического размножения текста и иллюстраций, при котором печатающие элементы формы или доски имеют различную глубину; краска заполняет эти углубления, что позволяет варьировать оттенки тона, создавать тонкие переходы от света к тени. Различают механические способы изготовления форм Г. п. (резцовая гравюра, сухая игла, меццо-тинто), химические (офорт и др. виды гравюры с травлением) и смешанные (карандашная манера, пунктирная манера). См. также Углубленная гравюра, Гелиогравюра.


ГОРЕЛЬЕФ (фр. haul-relief - высокий рельеф) - разновидность выпуклого рельефа, высокий рельеф, в котором изображение (фигуры и предметы) возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и даже могут восприниматься почти как полнообъемные, лишь соприкасающиеся с плоскостью. Ср. Барельеф.


ГРАВЁР (фр. graveur) - художник, создающий оригинальные гравюры или воспроизводящий в гравюре произведения других авторов. В широком смысле - мастер, занимающийся любой разновидностью гравирования по металлу, камню, стеклу, дереву и пр.


ГРАВЮРА (фр. gravure, от graver - вырезать) - вид графики, включающий произведения (гравюры), исполненные посредством печатания с доски, обработанной различными способами гравирования. В прошлом собственно гравюрная, техническая часть работы нередко выполнялась специализировавшимися на ней мастерами-граверами. Г. называется оригинальной, если она целиком (включая всю обработку доски), исполнена самим художником. Репродукционная Г. (появившаяся в Европе в 15-16 вв.) воспроизводит обычно живопись (с различной степенью полноты и точности). На старых Г. встречаются следующие краткие обозначения исполнителей: для автора воспроизводимого оригинала - pinx (pinxit) - "написал, изобразил"; для рисовальщика - del (delineavit) - "нарисовал"; для гравера - sc (sculp-sit) - "вырезал"; для печатника - imp. (impessit) или exc (excudit) - "оттиснул, выполнил".
По назначению Г. делится в основном на станковую (эстамп), т. е. рассчитанную на самостоятельное существование, и книжную.
Существуют также различные виды прикладной Г., экслибрис, лубок и др.
Основные этапы исполнения Г.: перевод подготовительного рисунка с бумаги на поверхность доски, гравирование и печатание. Разновидности гравюрной техники различаются в основном по способам гравирования, т. е. нанесения на поверхность доски углублений и неровностей при помощи металлических инструментов или химических средств (см. Резцовая гравюра. Меццо-тинто, Мягкий лак, Сухая игла, Офорт, Акватинта, Карандашная манера, Пунктирная манера, Резерваж, Лавис, Серный цвет. Ксилография, Линогравюра и др.). Основные материалы Г. - металл (медь, цинк, сталь), дерево (самшит, пальма, груша, вишня и др.), линолеум, картон, в 20 в. также пластик, оргстекло. Обработка гравюрной доски производится механическими средствами, стальными инструментами (специальный нож, штихель, гравировальная игла, качалка, шабер, гладилка, гратуар, рулетка и др.) или же травлением кислотой. Иногда техникой Г. называют лишь механические способы обработки доски (относя химические способы к самостоятельной области офорта).
Когда выпуклости на поверхности обработанной доски соответствуют частям изображения в отпечатке, Г. называют выпуклой; при соответствии же частей изображения углублениям на поверхности доски Г. называется углубленной. Тоновая Г. использует светотень в качестве основного художественного средства: она может выполняться тонкими близкорасположенными линиями - штрихами, которые воспринимаются единым тоновым пятном той или иной светосилы.
Специфические особенности Г. - возможность получать значительное число копий-оттисков, т. с. тираж, а также ее своеобразная стилистика, связанная с работой в твердых материалах. Полноценные оттиски подписываются автором. В процессе работы иногда выполняются пробные оттиски (состояния), ценность которых признается художником.


ГРАФИКА (греч. graphike, от grapho - пишу, рисую; англ. graphic art, фр. art graphique, нем. Graphik) - вид изобразительных пространственных (пластических) искусств. Так же как живопись, Г. связана с изображением на плоскости: рисунок или отпечаток наносятся, как правило, на лист бумаги (выбор в основном сводится к различным ее сортам, иногда используется картон; в древности - папирус, пергамент). Произведение Г. обычно легче перемещается, чем картина, меньше ее по формату (хотя возможны графические эксперименты и на гигантских листах бумаги, даже на фасадах домов - т. н. суперграфика); но чаще встречаются и органичнее воспринимаются графические миниатюры или сравнительно небольшие листы. Г. обычно не закрепляется навечно на к.-л. архитектурной основе: графические (бумажные) листы всегда легко переносимы, предназначены для выставок, для размещения в интерьерах. Существует станковая графика: рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок - отдельные листы, которые можно развешивать на стенах, раскладывать для показа в витринах, собирать в папках и которые никакой конкретной функции не несут. В содержательном плане станковая Г. не имеет никаких тематических ограничений, в то время как книжная Г. связана тем кругом образов, сюжетов или поэтических ассоциаций, которые соответствуют данному произведению литературы, данному изданию. Книжная Г. как система формирования художественной конструкции (книги) включает текст (печатное или рукописное слово) и графические элементы, составляющие единое целое (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, орнаментальные рамки, расчленяющие текст полосы, картуши, графические элементы оформления авантитула и титула, переплета или обложки и суперобложки). Книжной Г. родственны журнальная и газетная по тем же формальным и содержательным признакам (связь с полиграфией, единство художественного организма журнала или газеты, тематическая привязка к публикуемым материалам). При этом специфика книжных и периодических изданий (детская книга, книга сказок, исторический роман, стихи и т. д.; детские, молодежные, сатирические, развлекательные, технические журналы; учебная литература - буквари и пр.) определяет характер книжной и журнально-газетной Г., в которой появляются такие художественные феномены, как иллюстрация в изданиях для детей, политическая и бытовая карикатура и т. п. Одним из вариантов книжной Г. является миниатюра в рукописном манускрипте, существовавшая до изобретения книгопечатания и (некоторое время) параллельно с ним.
По целевому назначению выделяются как вполне самостоятельные области: прикладная, или промышленная графика ("промграфика" - художественное проектирование товарных, почтовых, денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок и т. п.); экслибрис, плакат, в свою очередь подлежащий внутренней классификации по жанрам, типам, целевым установкам (сатирический, рекламный, просветительский и т. п.), способам тиражирования: издательский (или типографский) и малотиражный (репродуцируемый способом шелкографии, линогравюры или литографии).
Основной материал, используемый в искусстве Г., - бумага - предопределяет классическую роль белого фона, на котором значительную выразительность обретают линия, пятно; при этом монохромное изображение (в черном цвете, в серой тональности) на контрастном белом фоне формирует особую эстетическую систему, что позволяет в известном смысле характеризовать Г. как искусство "белого и черного", что вовсе не исключает богатой полихромии или подцветки плоскостей в зависимости от творческого замысла художника и выбора им материалов (цветная бумага, цветные карандаши, акварель, фотослайд и т. п.). Все же цвет в Г., в отличие от живописи с первостепенным для нее колоритом, чаще играет вспомогательную роль, в то время как основными средствами выразительности являются линия, штрих, контур, пятно, а также фон листа, активно участвующий в формировании графической композиции.
По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графического произведения различаются уникальная и печатная Г.
Уникальная Г. - рисунок (карандашом или цветными карандашами, фломастером, углем, соусом, мелом, цветными мелками - пастелью, тушью - кисточкой или пером и т. д.), акварель, гуашь, монотипия, коллаж, аппликация, фотомонтаж и другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец. Печатная Г. дает возможность получить определенный тираж относительно равноценных, идентичных художественных произведений - оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттиску). В зависимости от материала, от технического способа его обработки (гравирования) - механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида "глубокой", "высокой" или "плоской" печати различаются такие разновидности ("техники") печатной Г., как гравюра на дереве (ксилография), линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и другие, выступающие иногда в чистом виде, иногда как смешанная техника как в черно-белом, так и в цветных вариантах. Дополнительным обогащением печатной Г. являются пробные оттиски (состояния), фиксирующие этапы работы над листом, и рисунки на его полях (ремарки).
Жанры Г. повторяют основные жанры живописи, но не буквально: пейзаж (включая путевые зарисовки), портрет (включая зарисовку с натуры) в Г. встречаются чаще, чем более распространенные в живописи исторический, бытовой и другие жанры, сопряженные с созданием крупных многофигурных композиций. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж), включая и плакат и газетную Г. Чаще, чем в других видах изобразительного искусства, в Г. возникают серии, циклы, объединенные общей темой, названием, последовательно раскрывающие творческий замысел удожника.
Новой по типу своего возникновения, существования, "производства" наряду с традиционной - рисованной или печатной, но так или иначе возникающей под рукой художника - является компьютерная графика, ритмы, фигурные комбинации которой формируются в электронных системах и воспроизводятся на экране или печатаются принтером.
Особую, самостоятельную область образует Г. письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия), имевшая особенно большое художественное значение в эстетических системах древности и Востока (арабская вязь, китайские и японские иероглифы, индийские шрифты, армянский, грузинский алфавиты и др.); в особую область выделяется современный графический дизайн.
Лаконичное, резко заостренное выражение мыслей и чувств в произведениях Г., ее способность быстро и оперативно откликаться на события, возможность развивать избранную тему в циклах, сериях изображений, удобство печатного размножения графических листов позволили Г. уже с 14-16 вв. занять видное место в общественной жизни, выполнять широкий круг информативных, агитационных и сатирических функций.


ГРАФФИТИ (итал. graffiti, от graffiare - царапать) - в первоначальном значении надписи или рисунки зачастую сатирического, карикатурного характера, обнаруженные на стенах античных памятников, на древних сосудах. Г. называют также современные надписи и рисунки, оставленные на стенах домов, монолитных оградах, в метро детьми или взрослыми. Г. либо процарапываются в штукатурке, либо выполняются мелом, углем, любым оказавшимся под рукой материалом. Как проявление низового, "наивного" творчества Г. привлекали внимание многих современных художников, стремившихся освободиться от условностей, навязанных профессиональной выучкой и традицией. Многие произведения Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю этим образцам ненормативного, уличного творчества. Пикассо особенно ценил в Г. предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, человеческой фигуры, характерного движения. Французский художник Жан Дюбюф-фе использовал приемы Г. в своем "грубом искусстве" (см. Ар брют). В 1960-х гг. в США, а в дальнейшем и в странах Зап. Европы возникло движение художников-любителей под тем же названием. Участники движения (часто принадлежавшие к национальным меньшинствам и маргинальным группам населения) стремились украсить унылую среду городских окраин. Они покрывали крупномасштабной живописью поверхности глухих стен, брандмауэров, бетонных ограждений. В их искусстве звучали мотивы социального протеста, критики общественной несправедливости. Для американских композиций Г. характерны экспрессия, яркая красочность, широкое использование популярной символики. Ср. Граффитизм. Сграффито.


ГРУНТ (пол. grunt, от нем. Grund - дно, основа) - 1) в технологии живописи тонкий слой специального состава, наносимый поверх холста или дерева как основы с целью придать поверхности нужные художнику технологические качества. Состоит обычно из нижнего тонкого клеевого слоя и верхних грунтовых слоев. Г. впитывает часть связующего вещества, сохраняя его в живописном слое столько, сколько необходимо для того, чтобы избежать пожухания красок. Г. способствует прочному сцеплению (адгезии) живописи с основой. Г. по составу бывает клеевым (тянущим), масляным, эмульсионным и синтетическим; по цвету - белым, тонированным и цветным; 2) в технике углубленной гравюры - слой кислотоупорного состава, которым покрывают металлическую доску перед началом работы, а частично и в процессе травления. См. также Левкас.


ГУАШЬ (фр. gouache, от итал. guazzo - водяная краска) - плотные матовые краски для живописи из тонко растертого пигмента с водоклеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.). Краски Г. непрозрачны и являются кроющими. При высыхании Г. светлеет. Техника живописи на бумаге, картоне, полотне, шелке, кости возникла как разновидность акварели, когда для достижения большей плотности и звучности красок к водяным краскам стали примешивать белила. Г. широко использовалась уже в средние века в книжной миниатюре, а позже для эскизов, картонов, подцвечивания рисунка. С сер. 19 в. началось производство гуашевых красок. В 20 в. Г. наиболее часто находит применение в плакатной графике, а также для декораций и оформительских работ.


      
              А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я