А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  


        
ФАКТУРА (лат. factura - обработка, строение) - характер поверхности художественного произведения, ее обработки. Фактурные различия зависят от особенностей натуры (кожа человека передается в скульптуре более гладкой фактурой, чем волосы; ярко окрашенные места и блики в живописи выполняются более густыми, рельефными мазками), от особенностей материала (гранит имеет более неровную, зернистую структуру, чем мрамор), от назначения и размеров произведения (фактура эскиза, этюда обычно более свободная, чем фактура картины). Характер фактуры меняется со временем: в 16-18 вв. предпочитали "скрытую", гладкую фактуру живописи, полированные поверхности в скульптуре, в 19- 20 вв. оценили "открытую" фактуру (широкий мазок, неровный слой краски в живописи, следы резца, необработанные места - "шубу" камня в скульптуре), выказывающую творческий почерк, темперамент мастера, что раньше было свойственно единичным художникам, таким, как Микеланджело, Рембрандт, Франс Хале, Оноре Фрагонар). В 20 в. в результате многочисленных экспериментов фактура произведений намного усложнилась (коллаж, введение в красочный слой живописи опилок, песка, гипса, сочетание разнородных материалов в скульптуре).


ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от лат. faisi ficare - подделывать) - изготовление произведений, выдаваемых за работы знаменитости с корыстной целью. Часто подделывается часть, деталь произведения или только подпись. Фальсификации известны с древности. В 16-17 вв., с развитием коллекционирования, фальсификация картин становится выгодным промыслом. Бурное развитие в 20 в. мирового художественного рынка, скачкообразный рост цен на произведения искусства сделали фальсификацию доходным бизнесом. Эпидемия подделок всегда следует за модой на живопись мастера, направления. Так, к 1910-м гг. относится волна фальсификации полотен импрессионистов, в наше время - фальсификация классического русского авангарда, пользующегося огромным спросом на рынке. Среди мастеров фальсификации- ювелир И. Рухомовский, подделавший скифскую золотую тиару, приобретенную затем Лувром; скульптор А. Доссена, имитировавший ваятелей эпохи Возрождения; живописец X. ван Меегерен, изготовлявший мнимые полотна Яна Вермеера Делфтского.


ФАРФОР (новогреч. pharphuri, тур. farfur, от перс. фегфур; англ. china, porcelain, фр. porcelaine, нем. Porzel-lan) - вид керамики: посуда, мелкая пластика и другие художественные изделия из белой обожженной при высокой температуре глины со специальными примесями, отличающиеся непористым строением ("спекшийся черепок") и просвечивающие в тонком слое. Обычно фарфор покрывается прозрачной глазурью; исключение составляет бисквит. Перед обжигом глазурь с нижнего ободка фарфоровых изделий снимается.


ФАС (фр. face, букв. - лицо, лицевая сторона) - в изображении человека фронтальное положение головы или фигуры в целом, при котором они видны спереди, без перспективных сокращений. Ср. Анфас.


ФАЯНС (фр. faience, от названия ит. г. Фаэнца, центра керамического производства) - вид керамики, изделия из белой обожженной глины со специальными примесями, имеющие мелкопористый черепок и покрытые прозрачной глазурью. По внешности фаянсовые предметы напоминают фарфор, отличаясь от него пористостью черепка, полной непрозрачностью, меньшим удельным весом, глазурью на нижнем ободке изделий (фаянс обжигают при температуре более низкой, чем фарфор, и глазурь не пригорает к поду).


ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО (от лат. figura - внешний вид, образ) - произведения живописи, скульптуры и графики, в которых в отличие от отвлеченной орнаментики и абстрактного искусства присутствует изобразительное начало.


ФИКСАЦИЯ (от фр. fixer - закреплять) - закрепление красочного слоя, закрепление рисунка. См. Фиксатив.


ФЛЕЙЦ (от нем. Fioz - слой, пласт) - круглая кисть из мягкого волоса с коротко обрезанным концом, предназначающаяся в живописи для окраски больших плоскостей и грунтовки холстов, служащая иногда также для выполнения незаметных переходов из тона в тон и для лесси-ровок.


ФЛОМАСТЕР (англ. flowmaster) - инструмент для рисования и оформительских работ на бумаге, стекле, картоне, дереве и т. п. Пишущим узлом его является волокнистый пористый стержень (из фетра, лавсана, тефлона и т. д.), пропитанный специальными красителями (водными чернилами, которые легко стекают по стержню) в пластмассовом корпусе. Цветные фломастеры популярны как эффектная, броская графическая техника.


ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА -техническая разновидность мозаики, дающая эффект живописной работы благодаря искусному подбору плиток твердых цветных камней - мрамора, полудрагоценных и драгоценных камней-самоцветов. Для изготовления церковных алтарей и столешниц во дворцах в новейшие времена использовались отборные мраморы, ляпис-лазурь, агат, сердолик, изумруд, бирюза и другие редкие камни.


ФЛУКСУС (лат. fluxus - течение, поток) - международное движение авангардизма, возникшее в начале 1950-х гг. в США и оформившееся в 1962 г. по инициативе западногерманского художника Йозефа Бойса. Цель флуксуса - слияние в одном "потоке" различных способов художественного выражения и средств коммуникации: конкретной и электронной музыки, визуальной поэзии, движения, символических жестов. Основной принцип - абсолютная спонтанность, произвольность, отказ от любых ограничений, что достигалось такими формами, как хэппенинг, деколлаж, различные уличные акции и представления, антитеатр. Фестивали флуксуса проводились в Париже, Амстердаме, Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке. В движении флуксуса участвовали Вольф Фостель, Джордж Мацюнас, Роберт Филью, Джордж Брехт, Бен Вотрие, Йоко Оно, Генри Флинт, Роберт Уотс.


ФОВИЗМ (от фр. fauve - дикий), "дикие" - направление во французском искусстве нач. 20 в. В группировку фовизма входили Анри Матисс, Жорж Руо, Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Жорж Брак, Рауль Дюфи, Анри Фриез, Жюль Фландрен, Кеес ван Донген. Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905,1906, 1907 гг. Однако вскоре объединение распалось, и творческие пути его участников разошлись. Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, "дикую" выразительность красок. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом.


ФОН (фр. fond, букв. - дно, глубинная часть) - глубинные менее значимые части изобразительной или орнаментальной композиции, перед которыми выступают основные, первоплановые мотивы. Фоном могут служить изображения дальнего плана. Неизобразительный фон, (обычно в портрете) называется нейтральным.


ФОРМАЛИЗМ - в широком смысле слова предпочтение, оказываемое форме перед содержанием (в различных областях жизни, науки, искусства). В советской теории искусства слово "формализм" в 1920-х гг. обозначало системы формального метода и формального анализа, приверженцы которых изучали формальные конструкции в пластических искусствах, литературе, музыке. Однако со 2-й пол. 1920-х гг. сложилось новое понимание термина "формализма", продиктованное отождествлением содержания искусства с сюжетно-тематическим строем произведения. С этой точки зрения, всякая относительная самостоятельность в построении художественной формы воспринималась вульгарно-социологической критикой как формализма, отрыв формы от содержания, а затем и как утрата содержания. Критика 1930-х гг. вела борьбу против формализма (находя его гл. обр. в плоскостности и тектоничности фрески и книжной графики), рассматривавшегося как антипод социалистического реализма. В 1940-х - нач. 1960-х гг. слово "формализм" утратило научный смысл и стало употребляться для дискредитации художников и направлений (импрессионизм, сезаннизм и др.), почему-либо не отвечавших официальным доктринам.


ФОРМОВКА - в технологии скульптуры процесс изготовления полых форм, которые представляют собой возможно более точные пластические отпечатки оригинала (статуи, бюста, рельефа и др.) или гипсовой модели. Форма изготавливается различными методами в зависимости от материала будущего изделия (бронза, чугун, алюминий, олово, гипс, пластмассы, папье-маше, стекло и т. д.). При мягком материале скульптурного оригинала (невысохшая глина, пластилин, воск) применяются "черновая формовка" ("формовка в расколотку"), когда при съемке формы раскалывается и утрачивается оригинал. Для произведений, созданных в твердых материалах, прибегают к снятию "клеевых форм", наиболее точно и тонко передающих детали оригинала. Практикуется также "гипсовая формовка" (с формой, состоящей из отдельных частей). При получении пустотелых металлических отливок из жаростойких формовочных материалов (глина, песок и др.) изготавливают форму, в которую помещают стержень ("болван") - подсобную массу из огнестойкого материала, обеспечивающего необходимую толщину стенок отливки. После заполнения расплавленным металлом формы, его остывания и затвердения получается точная металлическая форма модели. Отливку освобождают от формы, стержня и избытка металла. В дальнейшем отливка очищается и при необходимости вручную отделывается автором. Более точным, чем этот земляной способ, является восковой способ.


ФОТОИСКУССТВО (от греч. phos - свет, англ. photographic art, нем. Kunstphotographie), художественная фотография - вид пластических искусств, использующий изобразительные и выразительные возможности фотографии. Фотоискусство - первый из видов искусства, возникших благодаря новейшей технике и успехам наук (физика, химия, оптика); дальнейшее освоение научно-технических достижений породило при участии опыта фотоискусства киноискусство, телевизионное искусство, голографию, видео-арт, компьютерную графику и т. д. Фотоискусство и все последующие "технические искусства" в своем развитии осваивали методы и жанры традиционных видов искусства и одновременно искали новые художественные возможности, открываемые новой техникой. Изобретатель фотографии (1839) француз Жак Дагерр был художником и наметил основные жанры фотоискусства (пейзаж, натюрморт, портрет) по аналогии с живописью; фотопортреты 19 в. (Феликс Надар во Франции, Джулия Камерон в Англии, С. Л. Левицкий в России) следовали методам классической и современной живописи, используя вместе с тем съемочные эффекты, специальное освещение. Наряду с живописным ("пикториальным") методом портрета и пейзажа во 2-й пол. 19 - нач. 20 в. начала развиваться географическая, этнографическая, батальная, репортажная фотография; документальные свидетельства фотоискусства часто представляли обществу подлинную реальную жизнь и характерные социальные типы (Алфред Стиглиц в США, М. П. Дмитриев, А. О. Карелин в России). В последней ,четв. 19- первой четв. 20 в. эксперименты в фотоискусстве позволили раскрыть красоту и динамику быстрых движений человека и животного (Эдуард Майбридж в США), запечатлеть оптические световые эффекты на фотобумаге (Ласло Мо-холи-Надь в Венгрии; Ман Рэй в США), парадоксально соединить в фотомонтаже фрагменты жизни (Джон Хартфилд в Германии; А. М. Родченко, Л. М. Лисицкий в России). Эти опыты положили начало фотографике. В Советской России наряду с авангардными экспериментами 1920-х и 1960-1990-х гг. бурно развивались документальное фотоискусство (М. В. Альперт, Б. В. Игнатович, Я. Н. Халип, А. С. Шайхет, А. С. Гаранин, И. М. Шаган), фотопортрет (М. С. Наппельбаум, П. А. Опуп), цветная фотография (В. Е. Гиппен-рейтер), военные, географические, спортивные, театральные и другие тематические направления. В мировом фотоискусстве 20 в. сохраняются традиции гуманистического документального фотоискусства (фотокниги Анри Картье-Брессона, Франция, портреты Эдуарда Стайхена в США), но все большее место занимают эксперименты по лабораторному преобразованию среды и фотоснимка, связанные с течениями авангардизма; взаимное влияние оказали друг на друга фотоискусство и гиперреализм.


ФРОНТАЛЬНОСТЬ (фр. frontalite, от frontal - лобовой) - изображение человека, животного, здания, предмета анфас - лицом, фасадом, передней плоскостью, прямо обращенными к зрителю; расположение композиции прямо перед зрителем, параллельно нижней линии картины, рельефа, листа и т. д. Фронтальность обычно связана с особой строгостью, торжественностью композиции и подразумевает симметрию изображений и определенную ориентацию их на плоскость. См. Фас.


ФРОТТАЖ (фр. frottage - натирание, протирка) - техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений незаточенного карандаша. В процессе работы художник проясняет форму, обнаруживая в ней образное начало. Фроттаж был введен в практику в 1925 г. Максом Эрнстом, который широко использовал его в графике и живописи. Фроттаж - один из "автоматических" приемов сюрреализма, в нем проявились установки этого направления на спонтанное озарение, "объективную случайность", на активизацию работы подсознания.


ФУТУРИЗМ (от лат. futurum - будущее) - литературно-художественное направление нач. 20 в. в Италии и России. В 1909 г. итальянский поэт Филиппе Томмазо Маринетти опубликовал "Манифест футуризма", положив начало этому направлению. В следующем году сложилась футуристическая группировка, в которую помимо Маринетти вошли художники Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джино Северини, Джакомо Балла. Идейно-эстетическая профамма объединения излагалась в ряде манифестов: "Манифест художников-футуристов" (1910), "Технический манифест футуристической живописи" (1910), "Манифест футуристической скульптуры" (1912), "Манифест футуристической архитектуры" (1914) и др. Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех ее проявлениях и воспевали будущее - наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни. Стилистика футуристической живописи складывалась под влиянием французского кубизма, однако итальянские художники отвергали кубический принцип анализа формы и стремились к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Для их живописи характерны "энергетические" композиции с раздробленными на фрагменты фигурами и пересекающими их острыми углами. В ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные формы зигзага, спирали, эллипса, воронки, скошенного конуса. Один из основных принципов футуристической картины - симультанность (одновременность), т. е. совмещение в одной композиции разных моментов движения. Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства, вторгающегося в реальное пространство, охватывающего зрителя со всех сторон (попытки ее осуществления - "пластико-динамические комплексы" Балла, скульптура Боччони), Пропагандируя свои идеи, футуристы прибегали к эксцентричным манифестациям и провоцирующим жестам; в их шумных выступлениях зарождался акционизм как форма авангардистского искусства. После первой мировой войны футуризм угасает, однако в 1920-х гг. его эстетика реанимируется в движении, получившем позднее название "второго футуризма" (Энрико Прамполини, Фортунато Деперо). В России футуризм проявился гл. обр. в поэзии; в живописи существовало направление кубофутуризма (Д. Д. Бур-люк, О. В. Розанова).


ФЮМАЖ (фр. fumage - копчение, задымление) - один из "автоматических" приемов сюрреализма, введенный в практику в 1920-х гг. Вольфгангом Пааленом. Состоит в задымлении поверхности копотью свечи с последующей проработкой формы. Цель фюмажа, подобно фроттажу и декалькомании, - в провокации непреднамеренного, случайно возникающего образа.




      
              А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я