А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  


        
БАГЕТ (фр. baguette) - деревянная планка (гладкая или профилированная, обычно окрашенная, позолоченная и т. д.) для изготовления рам к картинам, произведениям графики, фотографиям и др.


БАТИК (малайск.) - техника росписи хлопчатобумажных тканей, а также многоцветная ткань, рисунок на которую наносят этим способом. Первоначально Б. появился у народов Индонезии, где рисунок наносился с помощью воска, а затем ткань опускалась в краситель, который окрашивал не покрытые воском участки. Роспись Б. издавна известна в Юго-Вост. Азии, Индии, Африке. С широким распространением Б. в Европе и Азии в наше время техника его существенно усложнилась. Различают холодный и горячий Б. Благодаря декоративным возможностям техника Б, нашла применение во всех видах ручной росписи тканей.


БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО (нем. gegenstandslose Kunst) - то же, что абстрактное искусство. Термин Б. появился в России и Германии вслед за возникновением неизобразительных композиций. После второй мировой войны термины абстракционизм, абстрактное искусство вытеснили другие аналогичные обозначения сначала в англоязычных странах, а затем и повсеместно.


БОДИ-АРТ (англ. body art - искусство тела) - авангардистское направление, возникшее в 1960-х гг. Представители Б.-а. использовали свое тело как материал и объект творчества, прибегая к разнообразным, часто болезненным манипуляциям:покрывали свои тела гипсом, раскрашивали их, надрезали, выполнялиизнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы и т. п. Особая разновидность Б.-а. - самодемонстрация художника в различных положениях. Некоторые манифестации Б.-а. носили эротический или изуверский характер. Будучи проявлением акционизма, Б.-а. сближается с рядом явлений, возникших в русле контркультуры (татуировка и раскрашивание тел, нудизм, "сексуальная революция"). Представители Б.-а.: Вито Аккончи, Терри Фоке, Джина Пане, Крис Берден, Брюс Маклин, Брюс Науман, Кит Соньер.


БУМАГА (от итал. bambagia - хлопок) - материал для письма, графических работ, художественных и бытовых изделий. Б. изобретена в Китае во 2 в.; в I тыс. центром производства Б. был Самарканд; в 12 в. ее узнали в Европе; в Московском государстве первая бумажная мельница появилась в 16 в.; бумажные фабрики строились при Петре I, однако до 19 в. в России в основном использовали привозную Б. Проследить историю Б. до 19 в. можно по клеймам ("водяным знакам"), которые ставились на листах при ручном производстве. Развитию машинного производства Б. способствовало книгопечатание. Переработка материалов (тряпья, дерева, целлюлозы, соломы с добавками) позволяет получать свыше тысячи сортов Б., различающейся по цвету, фактуре, впитывающей способности, толщине, в т. ч. акварельная, "александрийская" (для рисования карандашом), эстампная, "масляная" (для литографий) и др. Художественные возможности Б. весьма широки: графика (все виды техник), папье-маше, художественные лаки, игрушки, силуэты и т. п. Издавна известны китайские фонарики, воздушные змеи и драконы, "оконные цветы" (которыми украшали окна домов), "бесконечные орнаменты"; в 18 в. увлекались бумажной мозаикой, настольными украшениями, которые превращали накрытый стол в цветущий сад. В нач. 20 в. Б. увлеклись скульпторы, архитекторы, дизайнеры, из полосок Б. составляя сложные композиции, контррельефы и т. п.


БЮСТ (фр. buste, от итал. busto - туловище, торс) - погрудное, реже поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре. Б. появился в Древнем Египте и Древней Греции (первоначально как надгробный портрет, в Греции также как герма), значительное развитие получил в искусстве Древнего Рима, где в его композицию была включена подставка. В дальнейшем был распространен в искусстве Возрождения (Донателло, Франческе Лаурана) и в искусстве 17-20 вв. (Лоренцо Бернини, Жан Антуан Гудон, Ф. И. Шубин, Огюст Роден, Антуан Бурдель, В. И. Мухина, С. Д. Лебедева).




      
              А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я