ЭКЛЕКТИКА (от греч. ekiektikos - выбирающий), эклектизм - соединение разнородных художественных элементов, составляющее сложный по составу псевдостиль; в периоды упадка оригинальных стилей эклектики, черпающая импульсы в различных исторических стилях, становится основой художественного образования и творчества, базирующихся на широкой эрудиции, выборе и компоновке образцов. Эклектика искусства обычно служит эффектной декорацией для материальной культуры нового типа, еще не выработавшей собственного стиля. Черты Э. проявились уже в позднеантичном искусстве (комбинация форм, заимствованных из искусства Греции, Египта и Передней Азии), позже в живописи академизма Болонской школы (искавшей совершенства в соединении лучших, по ее мнению, достоинств великих художников Возрождения). В архитектуре и декоративном искусстве середины и 2-й пол. 19 в. Эклектика стала сложным, многосоставным псевдостилем в оформлении построек новых типов - крупных административных и зрелищных зданий, доходных домов, промышленных и транспортных сооружений (Шарль Гарнье во Франции, Готфрид Земпер в Германии, Чарлз Бэрри в Англии): мотивы готики, Ренессанса и барокко переносились на крупные фасады, образуя на них дробную сетку декора. Свобода выбора и размещения мотивов в эклектической архитектуре подготовляла свободное изобретение мотивов в последующие периоды. Эклектичным было и салонное искусство 19 в., осваивавшее приемы каждого нового направления. В 20 в. Э. была присуща многим ветвям искусства и архитектуры неотрадиционализма; свободная игра заимствованных из разнородных источников стилевых форм создает парадоксальные эффекты в архитектуре и искусстве постмодернизма.
ЭКСЛИБРИС (лат. ex libris, букв. - v из книг), книжный знак - ярлык, указывающий на владельца книги. Э. наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки. Экслибрисы появились с началом книгопечатания (в России с нач. 18 в.). До начала 19 в. были распространены суперэкслибрисы - оттиски на переплете или на корешке книги: их изготовление стоило дорого, поэтому с демократизацией книжного дела их вытеснил бумажный экслибрис. Книжные знаки гравируются на дереве, меди, линолеуме, изготовляются цинкографским или литографским способами. Главные типы экслибрииса:гербовый (был распространен в 16-17 вв., воспроизводил герб владельца книги), вензелевый (орнамент, включающий инициалы владельца книги), сюжетный (состоит из архитектурных мотивов, фигур, атрибутов, эмблем, говорящих о вкусах владельца). Среди мастеров Э. были Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Ханс Хольбайн (младший), Франсуа Буше, Уильям Хогарт, Макс Клингер, Обри Бёрдсли, Анри Матисс, Франс Мазереель, Вернер Клемке, в России А. Н. Бенуа, В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, Е. Е. Лансере, Д. И. Митрохин.
ЭКСПЕРТИЗА (фр. expertise, от лат. expertus - опытный) - исследование и оценка художественного произведения, требующая специальных знаний и исследований; состоит из трех частей: атрибуции (искусствоведческой экспертизы), технико-технологической и маркетинговой (рыночной) экспертизы. Задачей атрибуции (визуальной) является в первую очередь определение авторства и периода исполнения работы в рамках творчества конкретного мастера, а при невозможности этого - эпохи, страны, предполагаемого круга художников или художественной школы. При этом используются историко-архивные изыскания, иконографический и стилистический анализ. В связи с постоянно расширяющейся индустрией подделок на одно из первых мест выдвигается задача определения подлинности, т. е. соответствия сознательно приписываемого или предполагаемого авторства истинному. Технико-технологическая экспертизапроводится реставраторами, рентгенологами, химиками, графологами, а при необходимости - представителями других точных наук. В их задачу входит определение с помощью специальной аппаратуры сохранности и подлинности произведения путем анализа красок, холста, лака, манеры нанесения мазков и других технических деталей, характеризующих конкретный индивидуальный художественный почерк (это, в частности, позволяет сделать сопоставление рентгенограмм), естественности кракелюра и прочих признаков старения. Экспертиза дает возможность выявлять первоначальный вид произведения, а также поздние неавторские вмешательства (реставрации, записи, дописки, наведенные позже поверх оригинального красочного слоя и лака подписи, монограммы, даты и пр.). Применяются различные методы анализа, самыми распространенными из которых являются рентгенологическое исследование, исследование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах и микрохимический и спектральный анализы. При экспертизе изделий ювелирного и декоративно-прикладного искусства к традиционным задачам эксперта добавляется определение подлинности клейм, штампов, проб, личных печатей мастера, химического состава металлов, качества камней и их массы в каратах. Окончательный вывод об авторстве, подлинности и художественной ценности произведения делается на основании сопоставления результатов атрибуции и технико-технологической экспертизы. Опираясь на точную атрибуцию и заключение о безусловной подлинности, возможно проводить маркетинговую экспертизу, дающую достаточно точное представление о рыночной стоимости произведения на момент экспертизы. Маркетинговая экспертиза проводится на основании изучения данных о мировой рыночной конъюнктуре произведений данного автора, стиля, эпохи в текущем сезоне с учетом особенностей регионального рынка (см. Индекс) и конкретных художественных и прочих достоинств и недостатков произведения. В странах с развитым художественным рынком эксперт несет личную ответственность перед законом. Правом выдавать экспертные заключения (с е р т и ф и к а т ы) обладает ограниченный круг специалистов, имеющих лицензию и личную печать.
ЭКСПЛИКАЦИЯ (лат. explicate - объяснение) - в практике художественных музеев и выставок краткий текст (обычно не более страницы), знакомящий зрителей с характером экспозиции в зале, с содержанием, иконографией, историей выставленных произведений, с биографией и творческим обликом представленного художника. В современных музеях сжатый текст экспликации часто соединяется с этикетажем.
ЭКСПОЗИЦИЯ (лат. expositio - выставление напоказ, изложение) - в музеях и на выставках размещение экспонатов в определенной системе - хронологической, типологической и т. д. Экспозиция предполагает научное обоснование, систематическую классификацию, последовательность представления экспонатов, их доступность для обозрения и изучения, оптимальное освещение, защиту, соблюдение норм консервации; равным образом существуют художественные нормы экспозиции, методы музейного и выставочного дизайна, развески картин, распределения экспонатов в витринах. Нормы музейной экспозиции, требующие большей объективности, научной обоснованности размещения экспонатов, отличны от выставочных норм, допускающих и подчас предполагающих свободу и необычность истолкования экспонатов, выбора аспектов их восприятия. Экспозиция сочетается с подготовкой этикетажа, экспликаций, каталогов, буклетов, экскурсий и т. д.
ЭКСПОНАТ (лат. exponatus - выставленный напоказ) - произведение живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства, выставленное на всеобщее обозрение на художественной выставке, в музее, в салоне или галерее, представленное в экспозиции.
ЭКСПОНЕНТ (лат. exponens - выставляющий) - 1) участник выставки, выступающий как автор произведения либо как его владелец. В этом значении термин "экспонент". сопровождается названием выставки; 2) участник выставок к.-л. художественного общества или объединения, не состоящий в нем членом и обязанный поэтому представлять свои работы жюри для оценки. В этом случае термин "экспонент" употребляется вместе с обозначением общества (или объединения).
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (фр. expres sionisme, от expressio - выражение, выразительность) - направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 в., особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии. Возникновение Э. в изобразительном искусстве связано с деятельностью дрезденского объединения художников "Мост", основанного в 1905 г. Эрн-стом Людвигом Кирхнером, Эрихом Хеккелем, Карлом Шмидт-Ротлуфом и Фрицем Блайлем. Позднее к нему примкнули Эмиль Нольде, Макс Пех-штайн, Отто Мюллер, некоторые иностранные художники. В поисках способов экспрессивного преобразования натуры эти мастера ориентировались на африканскую пластику, искусство немецкой готики, народное творчество. В их живописи натура деформируется, цвет приобретает экстатичность, краски ложатся тяжелыми массами. Участники "Моста" много работали в гравюре на дереве, стремясь возродить средневековую традицию. Некоторые особенности ксилографии (угловатые, рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Другое объединение, относимое к Э., "Синий всадник", возникло в 1911 г. в Мюнхене по инициативе Василия Кандинского и Франца Марка. В него входили также Аугуст Макке, Пауль Клее, Алексей Явленский, Генрих Кампендонк, Альфред Кубин. В 1912 г. вышел альманах под тем же названием. Программные позиции объединения складывались под влиянием воззрений мистического толка. Стремясь к выражению трансцендентных сущностей и "внутренних закономерностей" природы, художники "Синего всадника" склонялись к отвлеченным красочным гармониям, к изучению структурных принципов формообразования. На этом пути Кандинский и Марк пришли к абстракционизму. В дальнейшем тенденции Э. проявились в творчестве Макса Бекмана, Отто Дикса, Оскара Кокошки, скульпторов Вильгельма Лембрука, Эрнста Барлаха. Это направление развивалось также в искусстве Норвегии (Эдвард Мунк), Бельгии (Констан Пермеке), Голландии (Ян Слёйтерс). Понятию Э. нередко придается более широкий смысл, им обозначают совокупность разнообразных явлений в искусстве кон. 19 и 20 в., выражающих тревожное, болезненное мироощущение, присущее периодам социальных кризисов и беспокойств (в творчестве Винсента ван Гога, Джеймса Энсора, Марка Шагала и др.).
ЭКСПРЕССИЯ (лат. expressio - выражение), экспрессивность - выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Термин применим как к художественному произведению, так и к самой натуре. Обычно его связывают с повышенной силой воздействия произведения в целом или же с резкой выразительностью характеристики отдельных лиц, фигур или деталей. Ср. Экспрессионизм.
ЭМАЛЬ (фр. email, от франк, smeltan - плавить; англ. enamel, нем. Email, Schmelz, древнерус. финифть) - техника, применяемая в ювелирном искусстве, прочное стекловидное покрытие, наносимое на поверхность металлического предмета и закрепляемое обжигом; существует и холодная эмаль (без обжига).
Основой ювелирной (горячей) эмали служит стекло, пигментированное примесью окисей металлов. Различаются прозрачные, полупрозрачные (опаловые) и глухие (опаковые, компактные) эмали: прозрачность придает Э. окись свинца в эмалевом составе, непрозрачность- окись олова.
ЭМБЛЕМА (лат. emblema, греч. ёт-blema - выпуклое украшение) -условное, символическое обозначение понятия, идеи, общественной программы или организации посредством к.-л. условного знака или изображения (напр., белый голубь как эмблема мира). В отличие от символа эмблема не имеет целью образное воплощение содержания понятий, идей, программ и лишь указывает на них, ограничиваясь чисто ассоциативной связью.
ЭНКАУСТИКА (греч. enkaustike, от encaio - жгу, выжигаю) - восковая. живопись, выполненная горячим способом; техника нкаустики, выработанная в 5 в. до н. э. в Древней Греции, стала одной из наиболее прочных и долговечных. Предварительно разогретые краски (воск, смолы, масло, пигмент) наносились на подогретую основу кистью и раскаленным бронзовым инструментом (лат. название к а у-т е р и и - стержень с ложечкой и лопаткой на концах), после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни. Этим способом пользовались классики древнегреческой живописи Зевксис и Паррасий (5-4 вв. до н. э.). Э. чаще всего применялась в станковой живописи и монументальных росписях, там, где им угрожают атмосферные условия (наружные росписи, живопись в термах). Фаюмские портреты (1 в. до н. э. - 4 в., Египет) выполнены на деревянных досках, загрунтованных смесью воска, смол и масел; техника Э. постепенно вытеснялась "холодным способом". Ту же техническую эволюцию претерпели византийские иконы 6-12 вв. Попытку возродить Э. предприняли в сер. 20 в. московские живописцы В. В. и Т. В. Хвостенко.
ЭПИЧЕСКОЕ (от греч. epos - повествование) - величаво-спокойное изложение в художественных произведениях событий важных, значительных, связанных с эпическим родом литературы, с эпосом как литературным жанром ("Илиада" и "Одиссея" Гомера, индийский эпос "Рамаяна" и "Махабхарата", германский эпос "Беовульф", русские былины, "Слово о полку Игореве" и т. д.), с эпическими романами ("Война и мир" Л. Н. Толстого). Петроглифы неолита и бронзового века в Скандинавии и Карелии основаны на повествовании и частично дошедших до нас финских легендах, греческие фронтоны связаны с мифами и эпически-ми поэмами, рельефы и росписи Юж. и Юго-Вост. Азии - с индийским эпосом; циклы мозаик и фресок средних веков в Европе имеют своей базой рассказы Библии (чаще всего Евангелий), житий христианских святых, апокрифических легенд. Эпические начала в искусстве 15-18 вв. (фрески Рафаэля и Микеланджело, картины Тициана, Тинторетто, Питера Пауэла Рубенса, Никола Пуссена, Рембрандта, Джанбаттиста Тьеполо) представляют собой самостоятельное истолкование античных или библейских легенд. В 19-20 вв. Э. оживает в искусстве выдающихся мастеров, таких, как Эжен Делакруа, Огюст Роден, Поль Гоген, Анри Матисс во Франции, Диего Ривера в Мексике, Генри Мур в Англии, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, К. С. Петров-Водкин, П. Д. Корин, В. И. Мухина в России.
ЭСКИЗ (фр. esquisse, croquis, англ. sketch, нем. Skizze) - художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным для более крупной работы и обозначающее ее замысел, основные композиционные средства. Исполнению значительной картины или скульптуры обычно предшествует целая серия эскизов. На разных этапах работы над будущей композицией эскизы могут иметь различную психологическую, эмоциональную, сюжетную установку, разное соотношение творческого воображения и характера восприятия натуры, разную степень законченности - от набросков до тщательно выполненных композиций. Некоторые Э. (напр., Питера Пауэла Рубенса к циклу "История Марии Медичи", 1622-1625; Эжена Делакруа к историческим картинам 1830-1840-х гг.; "Библейские эскизы" А. А. Иванова, 1840-1850-е гг.) имеют выдающееся художественное значение. См. также Кроки.
ЭСТАМП (фр. estampe, нем. Es-tampe, Abdruck, англ. print) - оттиск с печатной формы (гравюра, литография, шелкография, монотипия), являющийся станковым произведением художественной графики, обычно подписной, авторский экземпляр. Эстампы служат музейными, выставочными, коллекционными образцами печатной графики, часто используются как украшение интерьера, что вызывает ответный интерес к декоративным качествам эстампа.
ЭСТЕТИЗМ (фр. estheticisme, от греч. aisthetes - чувствующий, воспринимающий), эстетство - 1) преклонение перед красивым, изящным, приверженность ко всему прекрасному; 2) склонность следовать нормам "чистого искусства", теории "искусства для искусства".
ЭТИКЕТАЖ (фр. etiquettage, от etiquette - этикетка) - в практике художественных музеев и выставок подписи, помещаемые под экспонатами или рядом с ними. Обычное содержание этикетажа: автор (имя или инициалы, фамилия, год рождения), название произведения и его частей, материал, год исполнения; иногда указываются владелец произведения, его цена и т. д. В современных музеях в этикетаж вводятся также элементы экспликации (сведения об истории и иконографии произведения, его краткая оценка и т. д.).
ЭТЮД (фр etude англ study нем Studie) - художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры для тщательного ее изучения. В этюдах художник разрабатывает детали задуманной композиции: синтезируя совокупность этюдов, он ищет образы будущего произведения. Порой, работая над Э. с натуры, он трансформирует фон, отвлекаясь от натурного и рассчитывая на фон будущей картины (так, напр., поступал В. И. Суриков). Технические средства этюда очень многообразны, т. к. зависят от его назначения и от индивидуальности художника. Этюды, связанные с разработкой замысла картины или имеющие совершенно самостоятельное художественное значение, могут играть очень важную роль в творчестве художника (пейзажные и фигурные этюды А. А. Иванова).
ЭТЮДНИК (от фр. etude - изучение) - небольшой ящик (обычно деревянный) с принадлежностями для живописи и местом для этюда. Этюдник облегчает художнику живописную работу в любых условиях, в т. ч. на природе.
ЭКСЛИБРИС (лат. ex libris, букв. - v из книг), книжный знак - ярлык, указывающий на владельца книги. Э. наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки. Экслибрисы появились с началом книгопечатания (в России с нач. 18 в.). До начала 19 в. были распространены суперэкслибрисы - оттиски на переплете или на корешке книги: их изготовление стоило дорого, поэтому с демократизацией книжного дела их вытеснил бумажный экслибрис. Книжные знаки гравируются на дереве, меди, линолеуме, изготовляются цинкографским или литографским способами. Главные типы экслибрииса:гербовый (был распространен в 16-17 вв., воспроизводил герб владельца книги), вензелевый (орнамент, включающий инициалы владельца книги), сюжетный (состоит из архитектурных мотивов, фигур, атрибутов, эмблем, говорящих о вкусах владельца). Среди мастеров Э. были Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Ханс Хольбайн (младший), Франсуа Буше, Уильям Хогарт, Макс Клингер, Обри Бёрдсли, Анри Матисс, Франс Мазереель, Вернер Клемке, в России А. Н. Бенуа, В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, Е. Е. Лансере, Д. И. Митрохин.
ЭКСПЕРТИЗА (фр. expertise, от лат. expertus - опытный) - исследование и оценка художественного произведения, требующая специальных знаний и исследований; состоит из трех частей: атрибуции (искусствоведческой экспертизы), технико-технологической и маркетинговой (рыночной) экспертизы. Задачей атрибуции (визуальной) является в первую очередь определение авторства и периода исполнения работы в рамках творчества конкретного мастера, а при невозможности этого - эпохи, страны, предполагаемого круга художников или художественной школы. При этом используются историко-архивные изыскания, иконографический и стилистический анализ. В связи с постоянно расширяющейся индустрией подделок на одно из первых мест выдвигается задача определения подлинности, т. е. соответствия сознательно приписываемого или предполагаемого авторства истинному. Технико-технологическая экспертизапроводится реставраторами, рентгенологами, химиками, графологами, а при необходимости - представителями других точных наук. В их задачу входит определение с помощью специальной аппаратуры сохранности и подлинности произведения путем анализа красок, холста, лака, манеры нанесения мазков и других технических деталей, характеризующих конкретный индивидуальный художественный почерк (это, в частности, позволяет сделать сопоставление рентгенограмм), естественности кракелюра и прочих признаков старения. Экспертиза дает возможность выявлять первоначальный вид произведения, а также поздние неавторские вмешательства (реставрации, записи, дописки, наведенные позже поверх оригинального красочного слоя и лака подписи, монограммы, даты и пр.). Применяются различные методы анализа, самыми распространенными из которых являются рентгенологическое исследование, исследование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах и микрохимический и спектральный анализы. При экспертизе изделий ювелирного и декоративно-прикладного искусства к традиционным задачам эксперта добавляется определение подлинности клейм, штампов, проб, личных печатей мастера, химического состава металлов, качества камней и их массы в каратах. Окончательный вывод об авторстве, подлинности и художественной ценности произведения делается на основании сопоставления результатов атрибуции и технико-технологической экспертизы. Опираясь на точную атрибуцию и заключение о безусловной подлинности, возможно проводить маркетинговую экспертизу, дающую достаточно точное представление о рыночной стоимости произведения на момент экспертизы. Маркетинговая экспертиза проводится на основании изучения данных о мировой рыночной конъюнктуре произведений данного автора, стиля, эпохи в текущем сезоне с учетом особенностей регионального рынка (см. Индекс) и конкретных художественных и прочих достоинств и недостатков произведения. В странах с развитым художественным рынком эксперт несет личную ответственность перед законом. Правом выдавать экспертные заключения (с е р т и ф и к а т ы) обладает ограниченный круг специалистов, имеющих лицензию и личную печать.
ЭКСПЛИКАЦИЯ (лат. explicate - объяснение) - в практике художественных музеев и выставок краткий текст (обычно не более страницы), знакомящий зрителей с характером экспозиции в зале, с содержанием, иконографией, историей выставленных произведений, с биографией и творческим обликом представленного художника. В современных музеях сжатый текст экспликации часто соединяется с этикетажем.
ЭКСПОЗИЦИЯ (лат. expositio - выставление напоказ, изложение) - в музеях и на выставках размещение экспонатов в определенной системе - хронологической, типологической и т. д. Экспозиция предполагает научное обоснование, систематическую классификацию, последовательность представления экспонатов, их доступность для обозрения и изучения, оптимальное освещение, защиту, соблюдение норм консервации; равным образом существуют художественные нормы экспозиции, методы музейного и выставочного дизайна, развески картин, распределения экспонатов в витринах. Нормы музейной экспозиции, требующие большей объективности, научной обоснованности размещения экспонатов, отличны от выставочных норм, допускающих и подчас предполагающих свободу и необычность истолкования экспонатов, выбора аспектов их восприятия. Экспозиция сочетается с подготовкой этикетажа, экспликаций, каталогов, буклетов, экскурсий и т. д.
ЭКСПОНАТ (лат. exponatus - выставленный напоказ) - произведение живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства, выставленное на всеобщее обозрение на художественной выставке, в музее, в салоне или галерее, представленное в экспозиции.
ЭКСПОНЕНТ (лат. exponens - выставляющий) - 1) участник выставки, выступающий как автор произведения либо как его владелец. В этом значении термин "экспонент". сопровождается названием выставки; 2) участник выставок к.-л. художественного общества или объединения, не состоящий в нем членом и обязанный поэтому представлять свои работы жюри для оценки. В этом случае термин "экспонент" употребляется вместе с обозначением общества (или объединения).
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (фр. expres sionisme, от expressio - выражение, выразительность) - направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 в., особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии. Возникновение Э. в изобразительном искусстве связано с деятельностью дрезденского объединения художников "Мост", основанного в 1905 г. Эрн-стом Людвигом Кирхнером, Эрихом Хеккелем, Карлом Шмидт-Ротлуфом и Фрицем Блайлем. Позднее к нему примкнули Эмиль Нольде, Макс Пех-штайн, Отто Мюллер, некоторые иностранные художники. В поисках способов экспрессивного преобразования натуры эти мастера ориентировались на африканскую пластику, искусство немецкой готики, народное творчество. В их живописи натура деформируется, цвет приобретает экстатичность, краски ложатся тяжелыми массами. Участники "Моста" много работали в гравюре на дереве, стремясь возродить средневековую традицию. Некоторые особенности ксилографии (угловатые, рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Другое объединение, относимое к Э., "Синий всадник", возникло в 1911 г. в Мюнхене по инициативе Василия Кандинского и Франца Марка. В него входили также Аугуст Макке, Пауль Клее, Алексей Явленский, Генрих Кампендонк, Альфред Кубин. В 1912 г. вышел альманах под тем же названием. Программные позиции объединения складывались под влиянием воззрений мистического толка. Стремясь к выражению трансцендентных сущностей и "внутренних закономерностей" природы, художники "Синего всадника" склонялись к отвлеченным красочным гармониям, к изучению структурных принципов формообразования. На этом пути Кандинский и Марк пришли к абстракционизму. В дальнейшем тенденции Э. проявились в творчестве Макса Бекмана, Отто Дикса, Оскара Кокошки, скульпторов Вильгельма Лембрука, Эрнста Барлаха. Это направление развивалось также в искусстве Норвегии (Эдвард Мунк), Бельгии (Констан Пермеке), Голландии (Ян Слёйтерс). Понятию Э. нередко придается более широкий смысл, им обозначают совокупность разнообразных явлений в искусстве кон. 19 и 20 в., выражающих тревожное, болезненное мироощущение, присущее периодам социальных кризисов и беспокойств (в творчестве Винсента ван Гога, Джеймса Энсора, Марка Шагала и др.).
ЭКСПРЕССИЯ (лат. expressio - выражение), экспрессивность - выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Термин применим как к художественному произведению, так и к самой натуре. Обычно его связывают с повышенной силой воздействия произведения в целом или же с резкой выразительностью характеристики отдельных лиц, фигур или деталей. Ср. Экспрессионизм.
ЭМАЛЬ (фр. email, от франк, smeltan - плавить; англ. enamel, нем. Email, Schmelz, древнерус. финифть) - техника, применяемая в ювелирном искусстве, прочное стекловидное покрытие, наносимое на поверхность металлического предмета и закрепляемое обжигом; существует и холодная эмаль (без обжига).
Основой ювелирной (горячей) эмали служит стекло, пигментированное примесью окисей металлов. Различаются прозрачные, полупрозрачные (опаловые) и глухие (опаковые, компактные) эмали: прозрачность придает Э. окись свинца в эмалевом составе, непрозрачность- окись олова.
ЭМБЛЕМА (лат. emblema, греч. ёт-blema - выпуклое украшение) -условное, символическое обозначение понятия, идеи, общественной программы или организации посредством к.-л. условного знака или изображения (напр., белый голубь как эмблема мира). В отличие от символа эмблема не имеет целью образное воплощение содержания понятий, идей, программ и лишь указывает на них, ограничиваясь чисто ассоциативной связью.
ЭНКАУСТИКА (греч. enkaustike, от encaio - жгу, выжигаю) - восковая. живопись, выполненная горячим способом; техника нкаустики, выработанная в 5 в. до н. э. в Древней Греции, стала одной из наиболее прочных и долговечных. Предварительно разогретые краски (воск, смолы, масло, пигмент) наносились на подогретую основу кистью и раскаленным бронзовым инструментом (лат. название к а у-т е р и и - стержень с ложечкой и лопаткой на концах), после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни. Этим способом пользовались классики древнегреческой живописи Зевксис и Паррасий (5-4 вв. до н. э.). Э. чаще всего применялась в станковой живописи и монументальных росписях, там, где им угрожают атмосферные условия (наружные росписи, живопись в термах). Фаюмские портреты (1 в. до н. э. - 4 в., Египет) выполнены на деревянных досках, загрунтованных смесью воска, смол и масел; техника Э. постепенно вытеснялась "холодным способом". Ту же техническую эволюцию претерпели византийские иконы 6-12 вв. Попытку возродить Э. предприняли в сер. 20 в. московские живописцы В. В. и Т. В. Хвостенко.
ЭПИЧЕСКОЕ (от греч. epos - повествование) - величаво-спокойное изложение в художественных произведениях событий важных, значительных, связанных с эпическим родом литературы, с эпосом как литературным жанром ("Илиада" и "Одиссея" Гомера, индийский эпос "Рамаяна" и "Махабхарата", германский эпос "Беовульф", русские былины, "Слово о полку Игореве" и т. д.), с эпическими романами ("Война и мир" Л. Н. Толстого). Петроглифы неолита и бронзового века в Скандинавии и Карелии основаны на повествовании и частично дошедших до нас финских легендах, греческие фронтоны связаны с мифами и эпически-ми поэмами, рельефы и росписи Юж. и Юго-Вост. Азии - с индийским эпосом; циклы мозаик и фресок средних веков в Европе имеют своей базой рассказы Библии (чаще всего Евангелий), житий христианских святых, апокрифических легенд. Эпические начала в искусстве 15-18 вв. (фрески Рафаэля и Микеланджело, картины Тициана, Тинторетто, Питера Пауэла Рубенса, Никола Пуссена, Рембрандта, Джанбаттиста Тьеполо) представляют собой самостоятельное истолкование античных или библейских легенд. В 19-20 вв. Э. оживает в искусстве выдающихся мастеров, таких, как Эжен Делакруа, Огюст Роден, Поль Гоген, Анри Матисс во Франции, Диего Ривера в Мексике, Генри Мур в Англии, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, К. С. Петров-Водкин, П. Д. Корин, В. И. Мухина в России.
ЭСКИЗ (фр. esquisse, croquis, англ. sketch, нем. Skizze) - художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным для более крупной работы и обозначающее ее замысел, основные композиционные средства. Исполнению значительной картины или скульптуры обычно предшествует целая серия эскизов. На разных этапах работы над будущей композицией эскизы могут иметь различную психологическую, эмоциональную, сюжетную установку, разное соотношение творческого воображения и характера восприятия натуры, разную степень законченности - от набросков до тщательно выполненных композиций. Некоторые Э. (напр., Питера Пауэла Рубенса к циклу "История Марии Медичи", 1622-1625; Эжена Делакруа к историческим картинам 1830-1840-х гг.; "Библейские эскизы" А. А. Иванова, 1840-1850-е гг.) имеют выдающееся художественное значение. См. также Кроки.
ЭСТАМП (фр. estampe, нем. Es-tampe, Abdruck, англ. print) - оттиск с печатной формы (гравюра, литография, шелкография, монотипия), являющийся станковым произведением художественной графики, обычно подписной, авторский экземпляр. Эстампы служат музейными, выставочными, коллекционными образцами печатной графики, часто используются как украшение интерьера, что вызывает ответный интерес к декоративным качествам эстампа.
ЭСТЕТИЗМ (фр. estheticisme, от греч. aisthetes - чувствующий, воспринимающий), эстетство - 1) преклонение перед красивым, изящным, приверженность ко всему прекрасному; 2) склонность следовать нормам "чистого искусства", теории "искусства для искусства".
ЭТИКЕТАЖ (фр. etiquettage, от etiquette - этикетка) - в практике художественных музеев и выставок подписи, помещаемые под экспонатами или рядом с ними. Обычное содержание этикетажа: автор (имя или инициалы, фамилия, год рождения), название произведения и его частей, материал, год исполнения; иногда указываются владелец произведения, его цена и т. д. В современных музеях в этикетаж вводятся также элементы экспликации (сведения об истории и иконографии произведения, его краткая оценка и т. д.).
ЭТЮД (фр etude англ study нем Studie) - художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры для тщательного ее изучения. В этюдах художник разрабатывает детали задуманной композиции: синтезируя совокупность этюдов, он ищет образы будущего произведения. Порой, работая над Э. с натуры, он трансформирует фон, отвлекаясь от натурного и рассчитывая на фон будущей картины (так, напр., поступал В. И. Суриков). Технические средства этюда очень многообразны, т. к. зависят от его назначения и от индивидуальности художника. Этюды, связанные с разработкой замысла картины или имеющие совершенно самостоятельное художественное значение, могут играть очень важную роль в творчестве художника (пейзажные и фигурные этюды А. А. Иванова).
ЭТЮДНИК (от фр. etude - изучение) - небольшой ящик (обычно деревянный) с принадлежностями для живописи и местом для этюда. Этюдник облегчает художнику живописную работу в любых условиях, в т. ч. на природе.