Список статей
  • "История не одного путешествия"
  • Пресс-релиз выставки
  • Русский Европеец


  • Пресс-релиз выставки "История не одного путешествия"


        Побывать в европейских городах вслед за русскими писателями предлагает Никита Макаров в своем новом персональном проекте «История не одного путешествия». Для многих русских, начиная с Петра I, Европа была источником невероятного притяжения. Так продолжается и в наши дни. Русских художников и писателей вдохновляет европейская городская культура. «Остановиться на мгновение, / взглянуть на Сену и дома, / испытывая вдохновение, / почти сводящее с ума» (Георгий Иванов).
        В выставочном проекте «История не одного путешествия» Никита Макаров предлагает прогуляться вместе с ним по площадям и набережным Франции, Италии и Австрии, услышать музыку городского пейзажа, посидеть в уличном кафе, увидеть берег моря, мосты, сады больших городов и пригородов, наслаждаясь игрой литературных воспоминаний. Творения художника «сопровождают» строки из произведений русских литераторов. Даже название выставки навеяно романом Гайто Газданова «История одного путешествия».
        Литературные реминисценции здесь вполне правомерны: художник не скрывает, что на его отношение к Европе оказала большое влияние русская литература «серебряного века». Вероятно, свою роль сыграли семейные традиции: в его роду были женщины – музы Константина Бальмонта и Максимилиана Волошина, мужчины, принадлежавшие к интеллектуальной элите своего времени. «Париж у меня ассоциируется, прежде всего, с Газдановым и Георгием Ивановым. Италия – с Буниным, Гиппиус, Мережковским и, конечно, с Гоголем. Германия – с Ходасевичем. Венеция для меня – это Дягилев, Стравинский, Бродский» - поясняет художник.
        Он работает со странным материалом – с воспоминаниями о былой России, сохранившимися в Европе. И, если на Западе практически «ушло» фигуративное восприятие мира, то Никита Макаров воспринимает его как целостность и передает свое ощущение зрителю. Так русское осмысление европейской действительности неожиданно возвращает нас в Россию. Никиту Макарова нередко называют «русским европейцем». Что как нельзя лучше описывает судьбу художника. С раннего возраста он жил с родителями в Германии, там начал рисовать, но профессиональное образование возвратился получать на родину (Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова).
        Никита Макаров – мастер, ищущий актуальное в традиции и традиционное в актуальном. В последнее время художник явно предпочитает камерный формат монументальным произведениям. Изменился его пластический и живописный язык; он стал более изысканным, плоскость отошла на второй план и уступила место перспективе. Ему по-прежнему интересны сложные для живописца, едва уловимые состояния природы.
        Выставка произведений Никиты Макарова, представленная в ЦЭВ «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина, является итогом его работы за последние годы. В его работах легко проследить связь не только с русской художественной традицией, но и с европейским искусством, которое экспонируется в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
        В рамках работы выставки «История не одного путешествия» Никиты Макарова в ЦЭВ «Мусейон» будут проведены мастер – классы художника.

    Более подробная информация будет размещена на странице сайта ГМИИ им. А.С. Пушкина: www.museyon.ru



    Генеральный партнер выставки:
    Русавиа


    Партнеры проекта
    Передвижник Продюсерский
    центр "Русь"
    Группа компаний
    "ЛУДИНГ"
     
    CasaRinaldi Проект L-Wine  


    Информационные партнеры выставки
    Фонд
    Русский мир
    Итар Тасс Журнал "ДИ"
    Эгоист Casa Rinaldi Российские вести

    Коммерсант







    "Пресс-релиз выставки"


        Выставочный проект "Пространство импульсов" - художественная история, поданная в неожиданном ракурсе, где фотография и живопись экспонируются на равных правах - не просто в одном пространстве, но в одной плоскости.
        Это рассказ о недавнем посещении Италии, представленный самым молодым в истории членом-корреспондентом Академии художеств, московским художником Никитой Макаровым.
        Выставочный проект призван обратить внимание на творчество Макарова как на уникальное явление современной культуры. Работы художника свели в один концептуальный проект два полюса искусства: традиционное искусство (техника исполнения, принцип главенства живописи, непосредственная связь объекта с идеей) и искусство актуальное (проблематика, принципы генерации образа). Это позволило двум таким разным галереям как ARS LONGA и Photohub_Manometr представить уникальную совместную экспозицию, где фотография и живопись не противоречат, но скорее общаются друг с другом в непосредственной близости.
        В контексте этого проекта фотографии выступают в роли навсегда остановленных и сохраненных импульсов, не столько служащих материалом для создания работы, сколько являющихся напоминанием о пережитом акте вдохновения. Техногенные инструменты позволяют даже не фиксировать, но консервировать впечатление и в последующем открывать его - впечатление - в мастерской. Будто бы отторгнутая часть реальности, схематично передающая воспоминание о пространстве и времени, восстанавливается на живописной поверхности. Сопоставление фотографии, как документа реальности, с произведениями живописи помогает обнаружить и проанализировать язык живописи. Первоначальное столкновение художника с реальностью остается зафиксированным на фотографии, а сопереживание пространству и времени вызывает вдохновение - так происходит рождение образа Италии.
        Никита Макаров принадлежит к амбициозному и талантливому поколению отечественных живописцев, которое сформировалось уже в новейшее время, но еще в рамках традиционных школ. В 9 лет он переехал с семьей в Германию. Не один год прожил в Европе, многое пересмотрел и передумал, однако получать художественное образование вернулся в Москву (в 2008 г. он окончил Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова, мастерскую монументальной живописи академика Е.Н.Максимова). Его талант формировался на стыке двух культур - русской и европейской. Работы Н. Макарова рождают ассоциации с работами Пьера Боннара, Эдуарда Вюйяра или Жоржа Сера. Н.Макаров, русский европеец, человек редкого по нынешним временам не декларативного, но настоящего и поэтичного дара. Он решал такие непростые монументальные художественные задачи как роспись Преображенского собора Храма Христа Спасителя в Москве под руководством Е.Н. Максимова - и в этих решениях утвердился как художник. Никита Макаров - художник мира, истинно увлеченный искусством, ищущий актуальное в традиции и традиционное - в актуальном.





    "Русский Европеец"

        Чтобы понять корни творчества молодого художника Никиты Макарова, нужно вспомнить, что он родился в семье известных московских интеллигентов, несколькими поколениями связанными с искусством. Его происхождение и полученное серьезное классическое художественное образование позволили ему быстро стартовать в самостоятельном творчестве. К тридцати годам его портфолио уже насчитывает ряд серьезных выставок на европейских и российских выставочных площадках, а в 2011 году Никита Макаров стал самым молодым в истории членом - корреспондентом Российской Академии художеств. Данная выставка станет отчетом художника о первом десятилетии его творчества.
        Русский европеец, человек редкого по нынешним временам недекларативного , но настоящего и поэтичного дара, художник принадлежит к амбициозному и талантливому поколению отечественных живописцев . которое сформировалось уже в новейшее время, но еще в рамках традиционных школ. С ранних лет имея возможность путешествовать и видеть лучшие образцы европейской живописи, Н.Макаров в собственном творчестве пришел к парадоксальному и потому современному результату. В его творчестве европейские сюжеты увидены глазами рефлексирующего русского интеллигента, а воплощены на досках по очень сложным, каноническим рецептам старых русских мастеров с добавлением современных технических возможностей. Его техника сложна и дорога в прямом смысле этого слова. Накладывая слой за слоем краску, добиваясь необходимой ему фактуры и живописных эффектов, художник идет по пути средневековых мастеров, серьезно и честно относящихся к своему ремеслу. Что же касается тем, то художник Н.Макаров пишет только то, что любит - небольшие и уютные европейские города, мосты и лодки, сады, берег моря и горы. Ему не приходится заставлять себя искать мотивы - по сути они всегда с ним - это часть его собственной истории. Зритель сразу чувствует, что в его отношениях с натурой нет принуждения, его творчество свободно и гармонично и в этом источник его обаяния. Отчетливо видя все несовершенство современного мира, он не позволяет бурям сокрушить созданный им мир. Но главное для художника в этой новой творимой им реальности не сюжет, а само вещество живописи, то, что делает картину произведением искусства.
        Особенности его живописного языка позволяют художнику наиболее полно выразить любимые им природные эффекты - влажный вечерний морской воздух, в котором скрадываются очертания предметов, города - Париж, Флоренцию и Венецию - где воздух цветной и состоит из десятков мелких цветовых пятен. Его пейзажи никогда не бывают пустынными - они всегда очеловечены, наполнены реалиями человеческого досуга.
        Невзирая на кажущуюся простоту - это всегда очень хорошо структурированные и сложно сделанные произведения искусства. По сути работы Никиты Макарова - мечта многих людей имеющих мотивацию к посещению выставок - в них виден настоящий ручной труд, помноженный на отличное знание предмета и гармоничные искания души. И если по форме его произведения зачастую выглядят по европейски с их приверженностью к хорошему тону, упорядоченности и завершенности, то по внутреннему состоянию они несомненно русские - в них слишком много души. Культурный европеизм и вместе с тем вполне самобытное осмысление своего пути в живописи создают основной феномен творчества Н.Макарова. В нем живет глубокая потребность вернуть искусству хорошие художественные традиции, но эта же потребность позволяет ему и с наибольшей полнотой выразить себя. Он смел, потому что понял природу своего дара и нашел наиболее адекватную форму для его выражения. Он верит в искусство и самоутверждение личности через субъективный поиск. Он возвращает живописи драгоценную способность видеть чудесное и прозревать за простыми предметами их души. И продолжая идти своим путем, он несомненно добьется еще больших удач .

    Е.Грязнова.искусствовед.


    наверх




               

        


                             © Arslonga.ru   2002    Все  права  защищены  законом  России  об  авторском  праве  и  смежных  правах.